1 2 3 4 5 6 7 8 9
(LANCIA) Турин, �талия, 1906-
Винченцо Лянча (Vincenzo Lancia), сын богатого промышленника, в 1898 году начал свою карьеру у братьев Чейрано (Ceirano). Через год их фирму выкупила компания Ф�АТ (FIAT), и Лянча стал работать на ее новом заводе в Турине. Великолепный гонщик, Лянча до 1908 года удачно выступал в соревнованиях на автомобилях Ф�АТ, хотя еще в 1906 году основал свою собственную фирму.
Через РіРѕРґ РЅР° его предприятии случился пожар, Лянча был вынужден приостановить производство. Р’ 1908 РіРѕРґСѓ завод отстроили заново. РўРѕРіРґР° же собрали первую партию автомобилей "Альфа" (Alpha) СЃ рабочим объемом двигателя 2543 СЃРј3. Р’ том же РіРѕРґСѓ появилась "Диальфа" (Dialpha) СЃ мотором РІ 3815 СЃРј3. Рти машины пользовались неплохим СЃРїСЂРѕСЃРѕРј - было изготовлено 108 экземпляров "Альфа" Рё 23 - "Диальфа". Затем Лянча ввел РЅРѕРІРѕРµ обозначение СЃРІРѕРёС… моделей - РїРѕ буквам греческого алфавита, Рё РІ 1909 РіРѕРґСѓ РѕР±СЉСЏРІРёР» Рѕ выпуске модели "Бета" (Beta) СЃ мотором РІ 3117 СЃРј3, Р·Р° которой через РіРѕРґ последовала "Гамма" (Gamma) СЃ двигателем РІ 3460 СЃРј3. Р’ 1911 РіРѕРґСѓ появились "Дельта" (Delta) СЃ мотором РІ 4082 СЃРј3 Рё "Дидельта", предназначенная для РіРѕРЅРѕРє. Р’ следующем РіРѕРґСѓ РѕР±Рµ были заменены моделями "Р�псилон" (Ypsilon) Рё "Дзета" (Zeta). Первым автомобилем "Лянча" СЃ электрическими фарами (РІ качестве дополнительного оборудования) стал "Рта" (Eta) выпуска 1913 РіРѕРґР° СЃ мотором рабочим объемом 4082 СЃРј3. Р’ 1914 РіРѕРґСѓ появилась "Тэта" (Theta) СЃ двигателем РІ 4939 СЃРј3, которая стала, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, первым европейским автомобилем, серийно оснащенным электрическими фарами Рё стартером.
Первая послевоенная"Каппа" (Карра) в 1919 году была показана на Парижском автосалоне. На ней установили двигатель V12 с небольшим углом развала цилиндров рабочим объемом 6032 см3, который снабжался съемной головкой блока. Машина отличалась довольно необычной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах в комбинации с четвертьэллиптическими. "Каппа" в производство не пошла и вскоре ее заменила "Дикаппа" (Dikappa) с верхнеклапанным мотором. Потом в результате комбинации шасси "Дикаппы" с 4,6-литровым двигателем V8 с верхними распределительными валами создали "Трикаппу" (Trikappa). Она стала предшественницей знаменитой "Лямбды" (Lambda), представленной в 1922 году. Первая "Лямбда" имела 4-цилиндровый V-образный двигатель рабочим объемом 2120см3, независимую пружинную подвеску передних колес и первый в мире несущий кузов. Она стала самой известной моделью "Лянча" и достигла больших успехов в спортивных соревнованиях. В 1926 году выпустили седьмую серию "Лямбды" с мотором в 2370 см3. В 1928-1929 годах рабочий объем двигателя восьмой серии модели возрос до 2570 см3. В конце 1929 года "Лянча" выпустила роскошный автомобиль "Дилямбда" (Dilambda), но только традиционной рамной конструкции с верхнеклапанным мотором V8 в 3960 см3. �х изготовили 1700 штук. В 1931 году с выпуском девятой серии "Лямбды" объем производства достиг 13 тысяч штук.
"Лямбду" заменили модели "Артена" (Artena) с двигателем V4 в 1925 см3 и "Астура" (Astura) с мотором V8 в 2605 см3, возросшим впоследствии до 2972 см3. В 1932 году появилась очередная модель с несущим кузовом -легкая "Аугуста" (Augusta) с мотором рабочим объемом 1196 см3. По ее образцу Винченцо Лянча в 1937 году, незадолго до своей смерти, создал модель "Априлия" (Aprilia) также с несущим кузовом. Ее прямым потомком в 1939 году стал "Ардэа" (Ardea) с рабочим объемом двигателя всего 903 см3.
В 1950 году "Априлия" была заменена разработанной Витторио Джано (Vittorio Jano) машиной "Аурелия" (Aurelia) с двигателем V6 рабочим объемом 1754 см3. Впоследствии объем этого мотора был увеличен сначала до 1991 см3, потом до 2261 и, наконец, до 2451 см3. Спортивная "Аурелия-GT" послужила базой для специальных спортивно-гоночных автомобилей типа "D-23" и "D-24", оснащавшихся двигателями в 2693 и 2983 см3 с двумя верхними распределительными валами, а в некоторых случаях и объемными нагнетателями. В 1953 году Джанни Лянча, сын Винченцо Лянча, который уже работал с Джано над проектом "Аурелия-GT", сконструировал легкую машину "Аппиа" (Appia) с двигателем V4 рабочим объемом 1091 см3.
В 1956 году "Аурелию" заменила "Фламиния" (Flaminia) с модернизированным вариантом двигателя рабочим объемом 2458 см3 от "Аурелии-GT". В 1960 году "Лянча", наконец, отказалась от классической схемы, представив первую переднеприводную машину "Флавия" (Flavia), спроектированную Антонио Фессья (Antonio Fessia), знаменитым создателем "Ф�АТа Тополино" (Topolino). На "Флавии" установили 4-цилиндровый оппозитный мотор рабочим объемом 1498 см3, через 3 года увеличенным до 1798 см3.
В 1964 году "Аппиа" была снята с производства, после этого самой компактной моделью стала переднеприводная "Фульвия" (Fulvia) с мотором в 1091 см3, который в конце 60-х годов предлагался в более мощных вариантах рабочим объемом 1231 и 1298 см3.
1969 год стал особым в истории фирмы - "Лянча" вошла в состав концерна Ф�АТ. В 1972 году на рынке появились "беты" с поперечно расположенными моторами, имевшими по два верхних распределительных вала и рабочие объемы 1298; 1585и 1995 см3. Вместе с "Бетой" в производстве с 1976 года находился седан среднего класса "Гамма" с 4-цилиндровым оппозитным двигателем в 1999 или 2484 см3. В середине 70-х годов на всех ралли мира доминировала модель "Стратос" (Stratos).
Рто было компактное РєСѓРїРµ, созданное специально для автоспорта Рё оснащенное двигателем "Феррари Дино" V6 (Ferrari Dino) мощностью 190 Р».СЃ. центрального расположения. Р’ 1982 РіРѕРґСѓ "Стратос" заменила "Лянча Ралли" (Rallye), также имевшая большой успех. Р’ 80-Рµ РіРѕРґС‹ спортивные победы пришли Рє "Дельте", впервые показанной РІ 1979 РіРѕРґСѓ. Полноприводная "Дельта-HF Р�нтеграле" (Integrale) РІ течение 5 лет владела титулом чемпиона РјРёСЂР° РїРѕ ралли.
В 1982 году появилась "Призма" (Prisma) с кузовом седан на платформе моделей "Дельта". Спортивные успехи "Дельты" способствовали высокому спросу на ее стандартную модификацию. В 1993 году появилось второе поколение семейства "Дельта". С 1985 года в производственную программу вошел компактный городской автомобиль "Y10" оригинального дизайна с резко обрубленной задней частью. Через 10 лет он уступил место компактному "�псилону" со столь же нетрадиционной броской внешностью. В 1985 году модели "Бета" и аналогичный седан "Треви" (Trevi) были сняты с производства. В 1984 году "Лянча" представила модель среднего класса "Тема" (Thema), представлявшую собой улучшенную копию "Ф�АТа Хрома" (Croma). Автомобили "Тема" оснащались бензиновыми и дизельными двигателями рабочим объемом от 1995 ' до 2849 см3 мощностью от 115 до 150 л.с. В 1989 году появилось семейство "Дедра" (Dedra), занявшая промежуточное положение между моделями малого класса "Дельта" и среднего "Тема". На автомобили устанавливались бензиновые и дизельные двигатели, в том числе с турбонаддувом рабочим объемом 1581-1995 см3 и мощностью 76-172 л.с. В 1994 году "Тема" была заменена на новое поколение комфортабельных автомобилей семейства "Каппа" (Карра). С этого же года покупателям предлагается 8-местный универсал повышенный вместимости "Дзета", •унифицированный с аналогичными .машинами фирм Ф�АТ, "Пежо" (Peugeot) и "Ситроен" (Citroen).