1 2 3 4 5 6 7 8
(CITROEN) Париж, Франция, 1919-
Автомобильные историки шутили: в основе всех успехов Андре Ситроена (Andre Citroen) лежали шестеренки.
Те самые, с шевронным зацеплением, которые он выпускал с 1905 года и которые со временем стали эмблемой автомобилей "Ситроен".
Родившийся в 1878 году в Париже в многодетной богатой семье выходца из Голландии, выпускник Парижской политехнической школы, Андре Ситроен в 1908 году стал техническим директором автомобильной фирмы "Морс" (Mors), которая под его руководством вдвое увеличила свое производство. Перед самой войной он впервые услышал о конвейерном методе сборки автомобилей в США, а во время войны освоил принципы массового изготовления артиллерийских снарядов. Сразу же после войны он применил свои познания в автомобильном деле, за что вскоре получил неофициальный титул "французского Форда".
Первый свой автомобиль модели "А", или "10CV", с двигателем рабочим объемом 1327 см3 Ситроен представил в 1919 году. Через два года последовали его модификации "В-2" с мотором в 1452 см3 и знаменитый автомобиль массового производства "Ситроен-С", или "5CV", с мотором всего в 856 см3. В содружестве с Адольфом Кегрессом (Adolphe Kegresse), строившим до войны в России оригинальные полугусеничные машины, Ситроен начал выпуск аналогичных автомобилей на шасси "В-2". В 1922-1923 годах на них был совершен пробег через пустыню Сахара.
В 1925 году Ситроен представил легковой "В-10" - первый французский автомобиль с цельнометаллическим кузовом, за которым последовали модификации "В-12" и "В-14". В 1928 году он взялся за создание серии более солидных и дорогих машин, получивших обозначение "С-6". Они оснащались 6-цилиндровыми двигателями в 2442 и 2650 см3.
В 1934 году появилось одно из самых замечательных творений Ситроена - переднеприводная серия, получившая общепризнанное название "Траксьон Аван" (Traction Avant), что по-французски означает "передний привод". Она создавалась в очень трудное для "Ситроен" время, когда фирма стояла на грани разорения и попала под контроль шинного концерна "Мишлен" (Michlin). Взявшись за новое и очень рискованное дело, Андре Ситроен вовсе не был уверен в правильности выбора и ставил на карту все свое состояние и благополучие. Он победил, став первым в мире, кто внедрил передний привод колес на массовом легковом автомобиле среднего класса. В 1935 году Андре Ситроен скончался.
За первым переднепривод-ным "Ситроеном-7А" в том же 1934 году последовало несколько новых модификаций, а до 1940 года было разработано уже два десятка моделей и их комплектаций. Среди них были легкие машины типа "7CV" с 4-цилиндровыми моторами, средние "11CV", мощные "15CV" с 6-цилинд-ровыми агрегатами и дорогие "22CV" с двигателями V8.
После войны фирма "Ситроен" начала свою деятельность с выпуска старых моделей "11CV" и "15CV". На одной из последних машин этой серии - "Ситроен-15Н" - в 1954 году установили гидропневматическую подвеску.
В 1948 году на Парижском автосалоне появился довольно примитивный переднеприводный автомобиль "2CV" с горизонтальным двухцилиндровым мотором воздушного охлаждения рабочим объемом 375 см3. Со временем эта неказистая машина станет одной из легенд "Ситроен".
В 1955 году появился еще один легендарный "Ситроен DS-19" со специфическим профилем и очень низкой посадкой благодаря гидропневматической подвеске, обеспечившей не только плавность хода, но и позволявшей приподнимать кузов автомобиля при переезде через высокие препятствия или опускать на стоянке. В 1956 году выпустили упрощенный вариант модели "ID-10", в 1967 году последовал более мощный "DS-21" для президента Франции Шарля де Голля.
Примитивный "Ситроен-2CV" Р·Р° РІСЃСЋ его долгую историю неоднократно пытались заменить РЅР° более современную модель. Р’ 1961 РіРѕРґСѓ "2CV" появился СЃ облагороженным РєСѓР·РѕРІРѕРј "РђРјРё-6", Р° через 7 лет - РІ еще более комфортабельном исполнении "Диана" (Dyane). B 1968 РіРѕРґСѓ начался выпуск грузопассажирских "Мехари" (Mehari) СЃ пластмассовым РєСѓР·РѕРІРѕРј. Однако РЅРё РѕРґРЅРѕРјСѓ РёР· РЅРёС… РЅРµ было суждено пережить"2CV" 1970 РіРѕРґ ознаменовался сразу РґРІСѓРјСЏ премьерами: появился новый массовый малолитражный "Ситроен-GS" Рё представительский "SM", ставший развитием серии "DS". Его разработали совместно СЃ итальянской фирмой "Мазарати" (Maserati), которая попала тогда РїРѕРґ контроль "Ситроен". Рто была длинная, приземистая Рё очень интересная машина высшего класса СЃ двигателем V6 рабочим объемом 2670 СЃРј3 Рё, конечно, СЃ гидропневматической подвеской.
Р’ 1974 РіРѕРґСѓ серию "DS" заменил "Ситроен-РЎРҐ" СЃ более современной, РЅРѕ такой же оригинальной формой РєСѓР·РѕРІР°, позволяющей сразу выделить его РёР· массы РґСЂСѓРіРёС… автомобилей. РћРЅ предлагался РІ многочисленных исполнениях СЃ моторами рабочие объемом РѕС‚ 2,0 РґРѕ 2,5 Р». Рто было трудное время, время огромных изменений РІ структуре европейской автомобильной промышленности, Чтобы успешно противостоять всем невзгодам "Ситроен" Рё "Пежо" (Peugeot) объединились РІ РіСЂСѓРїРїСѓ PSA. Попав РІ зависимость РѕС‚ "Пежо "Ситроен" стала постепенно терять СЃРІРѕСЋ индивидуаль-ность. Первым после объединения фирм появился микролитражный "Ситроен-LN". Р’ 1978 РіРѕРґСѓ последовала более привлекательная "Р’РёР·Р°" (Visa), которую через 8 лет заменила популярная модель "РђРҐ", выпускающаяся уже 12-Р№ РіРѕРґ.
В 80-е годы формировалась новая гамма "Ситро-ен", унифицированная с продукцией "Пежо". В 1982 году появилась модель среднего класса "ВХ" с кузовом, разработанным фирмой "Бертоне" (Bertone). 1989 год был отмечен появлением наиболее престижной модели "ХМ" среднего класса, сохранившей самобытные черты своих предшественников. В 1991 году выпустили модель среднего класса "ZX", ставшую основой для специальных исполнений, известных своими победами в трансконтинентальных ралли.
Сегодня "Ситроен", заслужившая когда-то звание самой экстравагантной фирмы в мире, почти полностью потеряла ведущие позиции в дизайне.
На ряде моделей производственной программы ("Ксантия" (Xantia) и "ХМ") все же сохранили "фирменную" гидропневматическую подвеску колес.
Программа 1998 года включает семейство моделей "АХ" и новинку 1995 года "Саксо" (Saxo). Машины выпускаются с 3- и 5-дверными кузовами хэтчбек длиной всего 3525 и 3720 мм, с бензиновыми и дизельными моторами рабочим объемом 1,0-1,6 л в 50-118 л.с.
Семейство малого класса "Ксара" (Xsara) показано в 1997-м и предназначено для замены серии "ZX". Автомобили унифицированы с "Пежо-306", производятся с 3-и 5-дверными кузовами, оборудуются бензиновыми и дизельными моторами в 1,4-2,0 л мощностью 68-163 л.с.
Модели среднего класса "Ксантия" с 5-дверными кузовами хэтчбек и универсал известны с осени 1992 года и существенно обновлены в 1998-м. Двигатели - 4-цилиндровые бензиновые и дизельные в 1,8-2,1 л мощностью 105-132 л.с., а также V6 в 2,9 л мощностью 190 л.с.
Уже девятый год продолжается производство наиболее просторных автомобилей "ХМ", имеющих только 5-дверные кузова хэтчбек и универсал. На них используются поперечно расположенные силовые агрегаты с моторами в 2,0-2,9 л мощностью 109-190 л.с.
Переднеприводный универсал повышенной вместимости "Рвазьон" (Evasion) производится СЃ 1994 РіРѕРґР° Рё комплектуется только 4-цилиндровыми бензиновыми Рё дизельными моторами РІ 1,8-2,1 Р» мощностью 90-147 Р».СЃ.
Ситроен-РЎ (5CV) Первые автомобили "Ситроен" серий "Рђ" Рё "Р’-2" разработал известный конструктор Жюль Саломон (Jules Salomon). Миниатюрную машину серии "РЎ" создал РРґРјРѕРЅ РњРѕР№Рµ (Edmon РњРѕСѓРµ). Если первенцы РЅРµ отличались революционной конструкцией, то "Ситроен-РЎ" впервые продемонстрировал возможности молодой фирмы. РћРЅ был очень простым, компактным Рё дешевым, чем привлек Рє себе РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ количество покупателей, став самым массовым автомобилем РІРѕ Франции. Его оборудовали 4-цилиндровым мотором мощностью всего 11 Р».СЃ., что соответствовало налоговой мощности 5 Р».СЃ. (отсюда второе обозначение "5CV", Р° также трехступенчатой РєРѕСЂРѕР±РєРѕР№ передач. Машина имела открытый двухместный РєСѓР·РѕРІ СЃ заостренным задком, Р·Р° что получила прозвище "утиный С…РІРѕСЃС‚". Впрочем, РЅР° варианте "Трефль" (Trefle) РІ "хвосте" размещалось третье сиденье, так называемое тещино место.
"Ситроен-SCV" принес славу фирме и большую прибыль. Всего было выпущено 80232 автомобиля. Немецкая фирма "Опель" (Opel) выпускала идентичный автомобиль, но так и не купила лицензию у "Ситроен". Правда, все "опели" окрашивались в зеленый цвет, в то время как "ситроены" были желтыми, за что получили еще одно прозвище -"лимоны", созвучное с фамилией основателя фирмы (лимон по-французски произносится "ситрон").