1 2 3 4 5 6 7 8 9
(ROLLS-ROYCE)
Манчестер/Дерби/Крю,
Великобритания,
1904-
Фредерик Генри Р РѕР№СЃ (Frederick Henry Royce) родился РІ 1863 РіРѕРґСѓ. Р’ том же РіРѕРґСѓ появился РЅР° свет Рё Генри Форд. РћР±Р° стали великими автоконструкторами, увековечившими СЃРІРѕРё имена РІ широко известных марках автомобилей. Р’ 1884 РіРѕРґСѓ Р РѕР№СЃ вместе СЃРѕ СЃРІРѕРёРј РґСЂСѓРіРѕРј Ррнстом Клэрмонтом (Ernest Claremont) основал РІ Манчестере компанию, изготовлявшую генераторы, динамома-шины Рё электролебедки.
Р’ первые РіРѕРґС‹ XX века Р РѕР№СЃ стал финансово независимым Рё РјРѕРі позволить себе, наконец, заняться любимым делом -разработкой собственного автомобиля. Р’ 1903 РіРѕРґСѓ РѕРЅ приобрел легкий французский моторный экипаж "Дековилль" (Decauville). Рта модель вдохновила Р РѕР№СЃР° РЅР° создание трех экземпляров автомобилей типа "10РќР " СЃ 2-цилиндровыми моторами, которые РІ 1904 РіРѕРґСѓ были представлены РїРѕРґ маркой "Р РѕР№СЃ". Р�С… высокое качество привлекло внимание Чарльза Стюарта Роллса (Charles Stewart Rolls), РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· пионеров британского автомобилизма Рё известного авиатора. Р’ Лондоне РѕРЅ владел агентством РїРѕ продаже моделей известных европейских фирм "РњРѕСЂСЃ" (Mors), "Панар" (Panhard), "Минерва" (Minerva) Рё РґСЂСѓРіРёС…. Ролле был заинтересован РІ расширении предложения Р·Р° счет отечественных машин, РЅРµ уступавших РїРѕ качеству Рё техническим показателям импортным. Ролле предложил Р РѕР№СЃСѓ помощь РІ организации производства его автомобилей. Так появилась марка "Роллс-Р РѕР№СЃ". Р’ результате посетители осеннего Парижского автосалона 1904 РіРѕРґР° смогли увидеть сразу 4 новых автомобиля этой марки: "10РќР ", "15РќР ", "20РќР " Рё "Р—РћРќР ", оснащенных соответственно 3-, 4- Рё 6-цилиндровыми двигателями.
Форму радиаторов своих первых автомобилей Ройс скопировал с вышедших из моды "дековиллей". Позднее появились массивные и прямоугольные облицовки. С 1911 года их венчает фигурка, называемая "Дух экстаза".
Чтобы показать публике все достоинства новых машин, в 1905 году фирма приняла участие в гонке "Турист Трофи" на острове Мэн. Стартовали две легкие модели серии "20НР". �х рама и цельная передняя ось были сделаны из стали с высоким содержанием никеля, а картер заднего моста - из алюминиевого сплава. Один из этих автомобилей первым пришел к финишу. Окрыленные успехом, Ролле и его партнер Клод Джонсон (Claude Johnson) решили полностью посвятить себя автомобильному делу. В марте 1906 года они основали компанию "Роллс-Ройс Лими-тед" (Rolls-Royce Ltd.), включив в нее фирму "Ройс Лимитед" (Royce Ltd.), которая до 1933 года продолжала выпускать электротехнические изделия. Уже через несколько месяцев спрос на автомобили "Роллс-Ройс" резко увеличился. Предприятие в Манчестере оказалось неспособным удовлетворить все заказы. Владельцы компании приобрели участок земли в Дерби и построили новый завод.
Р’ 1905 РіРѕРґСѓ Джонсон предложил Р РѕР№СЃСѓ проект роскошного автомобиля "Легалимит" (Legalimit) СЃ мощным 3,5-литровым двигателем V8. Предполагалось, что эта машина сможет плавно разгоняться РЅР° высшей передаче РґРѕ скорости 32 РєРј/С‡ без заметного шума Рё вибрации. РљСЂРѕРјРµ того, двигатель "Легалимит" был предельно компактным, обеспечив РІ салоне максимальное пространство для пассажиров. Рта оригинальная разработка, лишенная традиционного капота, известна РІ РґРІСѓС… исполнениях СЃ двигателем, размещенным РІ центральной части шасси.
Массивная и тихоходная модель "ЗОНР" не пользовалась популярностью, поэтому в 1906 году "Роллс-Ройс" выпустила новую машину серии "40/50НР" с 6-цилиндровым 7-литровым двигателем, которая вошла в историю под названием "Сильвер Гоуст" (Silver Ghost). Хотя конструкция была вполне заурядной, автомобиль подкупал тщательностью сборки. В 1908 году производство "Сильвер Гоуст" перевели в Дерби. Модель выпускалась до 1925 года.
Чарльз Ролле погиб в 1910 году в авиакатастрофе. Генри Ройс не смог взять на себя управление фирмой. С 1911 года и до самой смерти (1933 год) он выступал в роли консультанта при проектировании новых моделей. Впрочем, без его скромного участия фирма никогда бы не стала "звездой" мировой величины.
Первой послевоенной новинкой (1922 год) стала довольно скромная модель "Роллс-Ройс-20НР", оборудованная 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3128 см3 со съемной головкой блока цилиндров. Первоначально этот небольшой автомобиль снабжался 3-ступенчатой коробкой передач, а в 1925 году установили 4-ступенчатую. В том же году "Сильвер Гоуст" заменили более роскошной моделью "Фантом-1" (Phantom). Ее с уверенностью можно назвать переходной, так как новый 6-цилиндровый верхнеклапанный двигатель рабочим объемом 7668 см3 явно не подходил к устаревшему шасси, унаследованному от предшественника. В 1929 году "Фантом-1" уступил место модернизированному "Фантому-Н". Все эти автомобили в период с 1919 по 1931 год собирались в США на заводе "Роллс-Ройс" в Спрингфилде (штат Массачусетс) и предназначались для продажи на североамериканском рынке.
В 1929 году развитием серии "20НР" стала модель "20/25НР" с 6-цилиндровым 3,7-литровым двигателем, который, после присоединения в 1931 году компании "Бентли" (Bentley), применял ся на машинах и этой марки. В 1936 году на смену модели "20/25НР" пришла серия "25/ЗОНР", оборудованная двигателем рабочим объемом 4257 см3 (устанавливался также на "Бентли"). В 1938 году на базе модели "25/30 HP" разработали более комфортабельный вариант"Рэйт" (Wraith). В период 1936-1939 годов "Роллс-Ройс" выпускала роскошный автомобиль "Фантом-Ill" с мощным двигателем V12 рабочим объемом 7340 см3, оборудованным гидравлическими толкателями клапанов. Однако он был дорогим в производстве и сложным в эксплуатации. Шасси "Фантома-Ill" отличалось увеличенными размерами и прочностью, чтобы нести на себе тяжелый мотор и многоместные роскошные кузова, изготовленные специализированными фирмами.
Во время второй мировой войны фирма специализировалась на выпуске авиационных моторов "Мерлин" (Merlin)), которые устанавливались на истребителях"Хзр-рикейн" (Hurricane) и "Спит-файр" (Spitfire).
РџРѕ окончании РІРѕР№РЅС‹ "Роллс-Р РѕР№СЃ" перевела производство РёР· Дерби РІ РљСЂСЋ. РќР° РЅРѕРІРѕРј заводе выпуск автомобилей начался РІ 1947 РіРѕРґСѓ (модель "Сильвер Р СЌР№С‚" (Silver Wraith). Р’ 1949 РіРѕРґСѓ был создан "Сильвер Даун" (Silver Dawn). Рто был первый "Роллс-Р РѕР№СЃ" СЃ собственным, Р° РЅРµ заказным РєСѓР·РѕРІРѕРј. Долгое время РЅР° "Сильвер Даун" устанавливали модернизированные варианты серийных 6-цилиндровых двигателей рабочим объемом 4,3 Рё 4,6 Р», разработанных еще РґРѕ РІРѕР№РЅС‹. Р’ 1950 РіРѕРґСѓ была собрана небольшая партия автомобилей "Фантом-IV" СЃ рядным 8-цилиндровым 5,7-литровым мотором. Р’ 1959 РіРѕРґСѓ автомобиль "Сильвер Клауд-Рџ" (Silver Cloud) Рё роскошный лимузин "Фантом-V" получили новый двигатель V8 рабочим объемом 6230 СЃРј3. Представленный РІ 1965 РіРѕРґСѓ "Сильвер РЁСЌРґРѕСѓ" (Silver Shadow) имел несущий РєСѓР·РѕРІ Рё довольно сложную независимую подвеску всех колес.
�з-за финансовых потерь в авиационном секторе, вызванных крупными инвестициями в разработку газотурбинных двигателей, в 1971 году "Роллс-Ройс" оказалась на грани банкротства. В судьбу легендарной компании вмешалось британское правительство. "Роллс-Ройс" была разделена на два самостоятельных отделения - автомобильное и авиационное(моторостроение). Благодаря большому коммерческому успеху модели "Сильвер Шэдоу" автомобильное отделение смогло за короткое время поправить свое финансовое положение. В 1980 году оно влилось в концерн "Виккерс" (Vickers), который работал в области оборонной промышленности.
В 70-е годы в программу "Роллс-Ройс" вошло второе поколение автомобилей "Сильвер Шэдоу" и "Сильвер Рэйт", на базе которых предлагались кабриолет"Корниш" (Corniche) и купе "Камарг" (Camargue) с кузовами итальянской фирмы "Пининфари-на" (Pininfarina). В 1980 году "Сильвер Шэдоу" был заменен "Сильвер Спирит" (Silver Spirit), а "Сильвер Рэйт" уступил место удлиненной модели "Сильвер Спур" (Silver Spur). С 1978 года в небольших количествах выпускались автомобили "Фантом-VI" с кузовами лимузин и ландоле, которые обслуживали королевскую семью и членов правительства. Все они оснащались двигателем V8 рабочим объемом 6750 см3 мощностью 218 или 228 л.с. и автоматической гидромеханической коробкой передач.
В 1982 году "Роллс-Ройс" вновь оказалась в трудном положении - сбыт автомобилей сократился с 2500 до 1600 экземпляров. Однако благодаря жесткой программе экономии и восстановлению прежнего объема заказов уже в 1984 году чистая прибыль фирмы составила 14 млн. фунтов стерлингов. 2 августа 1985 года компания отпраздновала выпуск 100-тысячного автомобиля.
В 1996 году "Сильвер Спирит" заменил новый "Сильвер Даун", а длиннобазный "Сильвер Спур" остался в программе без изменений. "Сильвер Даун" имеет двигатель V8 в 6750 см3, который с системой впрыска топлива развивает мощность 247 л.с. Для "Сильвер Спур" этот же силовой агрегат с турбонаддувом достигает 305 л.с., что позволяет довольно тяжелому автомобилю разгоняться с места до 100 км/ч за 8,1 с. Легендарный "Фантом" в 1991 году уступил место 7-местному "Роллс-Ройсу Лимузин" с кузовом "Парк Уорд" (Park Ward) длиной более 6 м.
Для обеспечения более высокого уровня рентабельности мелкосерийного изготовления автомобилей, довольно консервативная фирма "Роллс-Ройс" в середине 90-х годов применила в своей технологии элементы конвейерного производства. В конце 1997 года концерн "Виккерс" неожиданно заявил о своем желании уступить "Роллс-Ройс" новому владельцу, которому по силам финансировать полную модернизацию производственной программы фирмы. Несмотря на это, весной 1998 года представили новый автомобиль "Сильвер Сераф" (Silver Seraph) с 12-цилиндровым двигателем БМВ (BMW) рабочим объемом 5,37 л мощностью 326 л.с.