1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
(RENAULT)
Булонь-Бийянкур, Франция 1898-
|
Еще в детском возрасте Луи Рено (Louis Renault) увлекся техникой. В 13 лет он подружился с Леоном Серполле (Leon Serpollet), создателем паровых автомобилей, и стал его учеником. Вскоре Луи Рено открыл маленький гараж в саду своих родителей в местечке Бийянкур, на Сене, близ Парижа. В 1898 году, когда Луи исполнился 21 год, он построил свой первый автомобиль. На нем использовался одноцилиндровый двигатель "Де Дион-Бутон" (De Dion-Bouton) рабочим объемом 198 см3, который был увеличен в 1899 году на модели "Рено А" до 273 см3. Главной особенностью легкой машины стал привод задних колес карданным валом, а нетрадиционной в те времена цепной передачей. Это было большим техническим новшеством. Собирая свой первый автомобиль, Рено совершенно не предполагал налаживать его дальнейший выпуск. Однако успех первенца превзошел все ожидания, и конструктор быстро изменил свои намерения, когда более десятка клиентов заказали модель. Финансовая поддержка родителей и непосредственная помощь старших братьев Фернана и Марселя позволили Луи продолжить работу. 1 октября 1898 года он основал фирму "Рено Фрэр" (Renault Freres), то есть "Братья Рено". Со временем она превратилась в крупнейшую автомобильную компанию Франции.
Сначала на машинах "Рено" применяли двигатели "Де Ди-он" различного рабочего объема, но вскоре Луи Рено начал изготовлять свои моторы. Коммерческий успех был в значительной степени обусловлен активным участием "Рено" в автомобильных гонках. Так, например, в 1900 году после командной победы машин этой марки в классе легких "вуатюреток" на маршруте Париж-Тулуза фирма получила сразу 350 заказов. В 1902 году на легковом автомобиле "Рено Н" появился 2-цилиндровый двигатель рабочим объемом 1720 см3 мощностью 14 л.с. В 1902 году в гонке Париж-Вена приняли участие автомобили "Рено К" с 4-цилиндровыми двигателями мощностью 24 л.с., разработанные инженером Вье (Viet). На следующий год такие моторы появились и на легковых машинах.
В 1903 году Марсель Рено погиб в аварии во время гонки Париж-Мадрид, после чего Луи Рено решил уйти из большого автоспорта. Однако некоторое время спустя он вновь взялся за создание скоростных машин и сам принимал участие в соревнованиях, которые служили как рекламой, так и полигоном для проверки новых конструкций. Например, после успешных испытаний гидравлических амортизаторов их стали устанавливать на легковых автомобилях.
На осенней Парижской автомобильной выставке 1904 года Рено представил автомобили с радиатором, расположенным между двигателем и пассажирским салоном. Так его машины приобрели специфический внешний вид с узким и коротким покатым капотом, ставшим отличительной особенностью "Рено" вплоть до начала 30-х годов. В 1905 году программа "Рено" уже состояла из 5 моделей с 2- и 4-цилиндровыми моторами рабочим объемом до 4,4 л. Самой популярной из них стала легкая и дешевая "Рено AG" с 2-цилиндровым двигателем в 1060 см3. С 1907 года она выпускалась в варианте "AG-1" с 1,2-литровым мотором мощностью 8 л.с. Эти автомобили до войны использовались в Париже в качестве такси. Именно "AG-1" принесли фирме всемирную известность: в сентябре 1914 года на легких такси "Рено" из осажденного немецкими войсками Парижа на фронт были спешно переброшены резервные войска, предотвратившие оккупацию столицы.
В 1908 году "Рено" выпустила самую мощную 50-сильную модель "AR" ("50CV"), впервые получившую 6-цилиндровый 9,5-литровый мотор. Одновременно с нею родилась известная легкая модель "АХ" с 2-цилиндровым двигателем в 1060 см3. В том же году к Луи Рено перешел пакет акций тяжело заболевшего брата Фернана, сделав его единственным владельцем фирмы на последующие 36 лет.
Производственная программа "Рено" начала 20-хгодов удовлетворяла вкусам самого широкого круга покупателей. Например, в 1912 году она включала 10 базовых моделей, начиная от легкого "АХ" с 2-цилиндровым 8-сильным мотором до роскошного "CG" ("40CV") с 6-цилиндровым агрегатом рабочим объемом 7539 см3. К началу первой мировой войны фирма стала одной из ведущих в Европе, хотя в конструкции ее машин не было ничего революционного.
Во время войны "Рено" выпускала армейские грузовики и легкие танки "FT-17".
После наступления мира "Рено" возобновила изготовление ряда довоенных моделей, а в 1920 году приступила к выпуску новых машин. Среди них выделялись заменившие модель "АХ" популярные 4-дверные седаны серии "GS" с 4-цилиндровым мотором объемом 2120 см3, а также дорогие и солидные "FS" ("18CV") и "HD" ("40CV") с 4- и 6-цилиндровыми двигателями в 4535 и 7539 см3. В 1923 году "Рено" представила новый трехместный автомобиль "KJ" ("6CV") с мотором рабочим объемом 951 см3, который составил конкуренцию "Ситроену-6СУ" (Citroen). Это была первая модель со съемной головкой блока цилиндров двигателя. "Рено KJ" послужил базой для популярного 4-местного варианта "NN", поступившего в продажу в 1925 году. В 1923 году "Рено" объявила о выпуске машины среднего класса "JY" ("18CV") с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 4218 см3, который позднее был увеличен до 4767 см3. Самая мощная и роскошная серия "40CV" выпускалась до 1928 года, со временем рабочий объем ее двигателя достиг 9123 см3.
В 20-е годы руководство "Рено" придерживалось экономически обоснованной консервативной политики, предполагавшей лишь ежегодную модернизацию своих машин. Однако снижение спроса заставило Луи Рено подумать над обновлением устаревшей программы. Первая попытка оказалась неудачной: новый автомобиль 1928 года "Монасикс" (Мо-nasix) с 6-цилиндровым нижнеклапанным двигателем рабочим объемом 1476 см3 покупали неохотно. В представительском классе новинкой стала "Рейнастелла" (Reinastella) с 8-цилиндровым мотором в 7125 см3, на которой, наконец, появились открытый радиатор переднего расположения и левостороннее рулевое управление. В 1930 году в продажу поступила "Нервастелла" (Nervastella) аналогичной конструкции, но ее 8-цилиндровый двигатель имел уменьшенный (до 4240 см3) рабочий объем. В 1932 году к ней присоединилась спортивная двухдверная "Нервас-порт" (Nervasport). На вершине программы "Рено" стояла роскошная "Нервастелла" (Nervastella) с 8-цилиндровым мотором в 7125 см3 и закрытым 5-7-местным кузовом. В 1935 году на ее базе родилась "Нерва Гранд Спорт" (Nerva Grand Sport) с 8-цилиндровым 5,4-литровым двигателем и аэродинамическим 4-дверным кузовом, который в то время считался одним из наиболее красивых во Франции.
Несмотря на обширную производственную программу 30-х годов, конструкции автомобилей "Рено" оставались заурядными и не отличались особыми новшествами. Единственным исключением можно считать достаточно элегантные, но тяжеловесные кузова престижных автомобилей "Вивастелла" (Vivastella), "Вива Гранд Спорт" (Viva Grand Sport) с 6-цилиндровыми двигателями в 4085 см3 и "Супрастелла" (Suprastella) с 8-цилиндровым мотором в 5448 см3 мощностью 110 л.с. Их появление связывают с началом деятельности "Рено" в области авиации. В 1938 году, впервые за прошедшие 10 лет, фирма вновь обратилась к популярным малолитражным машинам, представив миниатюрную модель "Жювакатр" (Juvaquatre) с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1003 см3, несущим кузовом и независимой подвеской передних колес.
Во время второй мировой войны "Рено" выпускала армейские грузовики и другую военную продукцию, которая использовалась вермахтом. В результате заводы фирмы были разрушены англо-американской авиацией, а после освобождения Парижа в конце августа 1944 года Луи Рено был арестован по обвинению в сотрудничестве с немецкими властями. В октябре 1944 года он скончался в тюрьме при загадочных обстоятельствах. Фирма "Рено" была национализирована и стала государственным предприятием, получив новое название "Режи Насьональ дез Юзин Рено" (Regie Nationale des Usines Renault). В производственной программе из предвоенных моделей осталась только "Жювакатр", которая выпускалась с 1946 по 1959 год. В 1947 году программа дополнилась миниатюрной машиной "4CV" с задним расположением двигателя рабочим объемом 760 см3, которую разрабатывали еще во время войны. Она была весьма популярна и оставалась на конвейере до 1961 года.
В 1951-м был показан седан среднего класса "Фрегат" (Fregate) с 2-литровым верхнеклапанным мотором. Он имел классическую компоновку и независимую подвеску всех колес, а его варианты предлагались с автоматической коробкой передач. В 1955 году объем продаж "Фрегата" достиг запланированного уровня - 100 тысяч штук. В 1956 году "Рено" представила компактный "Дофин" (Dauphine) с 30-сильным двигателем заднего расположения рабочим объемом 845 см3, а 2 года спустя появился "Дофин Гордини" (Dauphine Gordini) с увеличенной на 7 л.с. мощностью мотора. В 1960 году по объему производства "Дофин" опередил все другие французские машины, а всего до 1968 года было продано около 2 миллионов экземпляров этой модели.
В 1959 году на базе "Дофина" появилась элегантная спортивная "Флорида" (Floride). Через 2 года устаревший "4CV" был заменен переднеприводной моделью "R4" с двигателем рабочим объемом 748 см3. В 1962 году "Рено" приступила к производству заднемоторного "R8" с двигателем в 956 см3 мощностью 48 л.с. Он стал первым массовым автомобилем с дисковыми тормозами всех колес. Затем последовали модификации "R8S", "R8 Мажор" (Major) и "R8 Гордини". Спустя 3 года увидела свет предвестница нового поколения машин - переднеприводная модель "16" с двигателем объемом 1470см3, полностью изготовленным из алюминиевых сплавов. Эта была первая массовая машина с трансформируемым кузовом, объектом копирования для других фирм. С этого же года буква R в обозначении моделей была исключена. В 1966-м появилась аналогичная модель "8" чуть большая "10 Мажор" с 1,1-литровым мотором в 45 л.с.
В 1969 году "Рено" запустила в производство более просторную модель "6" с двигателем в 845 см3. 1970-й был отмечен появлением 4-дверного седана "12" с 1,3-литровым 54-сильным мотором. В 1972-м показано семейство 3-дверныххэтчбеков "15" и 2-дверных купе "17" спортивного стиля с двигателями в 1289 и 1565 см3 мощностью от 60 до 108 л.с. В этом же году семейство "Рено" пополнилось очень удачным малолитражным автомобилем типа "5", ставшим популярным во всей Европе. Компактная и практичная "пятерка" оснащалась двигателями рабочим объемом 782 или 956 см3 мощностью 36 или 47 л.с., отличалась высокой топливной экономичностью. В 1973 году, когда было прекращено производство модели "8", фирма "Рено" полностью перешла на выпуск только переднепри-водных машин.
|
Рено-АХ
|
Рено АХ (1908) |
Двигатель: |
2-цилиндровый с боковыми клапанами |
Диаметр цилиндра и ход поршня: |
75 х 120 мм |
Рабочий объем: |
1060 см3 |
Мощность: |
8 л.с. |
Коробка передач: |
механическая 3-ступенчатая |
Рама: |
лонжеронная |
Подвеска: |
на полуэллиптических рессорах |
Тормоза: |
барабанные на задних колесах |
Кузов: |
открытый 2-местный |
Максимальная скорость: |
56 км/ч |
В 1975-м появился 5-дверный хэтчбек "30" - вторая после модели "Фрегат" послевоенная машина среднего класса. Она имела передне-приводную компоновку и силовой агрегат с двигателем V6 в 2664 см3 мощностью 131 л.с. На следующий год был показан тип "14" - прямой аналог "Фольксвагену Гольф" (Volkswagen Golf) - с 1,2-литровым мотором в 57 л.с. Одновременно появилась экономичная модель среднего класса "20", получившая кузов от "30" и 1,6-литровый силовой агрегат с мотором мощностью 90 л.с. В 1978-м было начато производство более компактного седана "18" с двигателями в 1397 и 1647 см3 мощностью 64 и 79 л.с. В этом же году по соглашению с концерном "Америкэн Моторс" (American Motors) "Рено" стала продавать свои автомобили в США. В 1980 году на шасси "18" было представлено спортивное купе "Фуэго" (Fuego), которое предлагалось в 7 модификациях с двигателями рабочим объемом 1289; 1565 и 1995 см3. Одновременно в производственную программу был включен спортивный "R5" с мотором в 160 л.с., оборудованным турбонаддувом. Правда, при этом силовой агрегат распологался за спинками передних сидений, а ведущими были задние колеса.
В 80-е годы поток новых моделей "Рено" не ослабевал. В 1982-м появился небольшой седан типа "9", ставший "Автомобилем года". Он был унифицирован по шасси с моделью "14". В США продавался дилерами "Америкэн Моторс" под маркой "Альянс" (Alliance).
В 1984 году были представлены сразу три новинки. После снятия с производства серии "14" ее заменил однотипный хэтчбек типа "11", на котором устанавливались моторы в 1,1 и 1,4 л мощностью от 48 до 105 л.с. (последний - с турбонаддувом). Преемником моделей среднего класса "20" и "30" стал хэтчбек типа "25" с двигателями рабочим объемом от 2 до 3 л мощностью 64-144 л.с. И, наконец, появился оригинальный универсал повышенной вместимости "Эспас" (Espace), несколько лет бывший единственной европейской машиной этого класса.
В 1985-м пришла пора обновления труженника "5". Ему на смену пришел чуть больший "Супер 5" с поперечно расположенным силовым агрегатом. В порядке исключения фирма решила не менять обозначение столь известной машины. С этого же года в производственной программе появилась первая настоящая спортивная модель "Альпин V8" (Alpine), сменившая свою марку на "Рено". В 1986-м семейство моделей "18" заменили однотипные, но более просторные машины среднего класса "21". На следующий год появились 5-дверные универсалы "Невада" (Nevada) на шасси "21".
В 1989 году увидела свет серия "19", а спустя год был показан однотипный седан "Шамад" (Chamade). В 1991-м появился "Клио" (Clio), ставший "Автомобилем года". Все последующие модели 90-х годов тоже обрели собственные имена.
В 1993 году "Рено" представила оригинальный одно-объемный автомобиль малого класса "Твинго" (Twingo), в котором благодаря продуманной компоновке удалось достичь максимального объема салона при минимальных внешних габаритах. "Клио" образца 1997 года предлагается с 6 различными бензиновыми и дизельными двигателями рабочим объемом 1,1-1,9 л мощностью 58-109 л.с. Самой популярной стала серия "Меган" (Megane), появившаяся осенью 1995 года и предлагающаяся с несколькими разными типами кузовов и двигателями в 1,4-2,0 л мощностью 64-150 л.с. Средний класс с 1993 года представляет 5-дверный хэтчбек "Лагуна" (Laguna). В 1997 году он предлагается с новым 3-литровым 190-сильным мотором V6. За ним следует наиболее дорогой и солидный автомобиль в программе "Рено" - хэтчбек "Сафран" (выпускается с 1992 года). Он предлагается с 4-, 5- и 6-ци-линдровыми моторами рабочим объемом от 2,0 до 3,0 л мощностью до 167 л.с. В 1995 году поступил в продажу легкий родстер "Спорт Спидер" (Sport Spider). В 1997-м появился привлекательный двух-объемный грузопассажирский автомобиль "Канго" (Kangoo). Замыкает программу "Рено" обновленный универсал "Эспас", в семейство которого в 1997 году вошел длиннобазный вариант "Гранд Эспас" (Grand Espace).
|
Рено 40CV
|
Рено MC40CV (1924) |
Двигатель: |
рядный 6-цилиндровый с боковыми клапанами |
Диаметр цилиндра и ход поршня: |
110 х 160 мм |
Рабочий объем: |
9123 см3 |
Мощность: |
140 л.с. |
Коробка передач: |
механическая 4-ступенчатая |
Рама: |
лонжеронная |
Подвеска: |
на полуэллиптических рессорах |
Тормоза: |
барабанные всех колес |
Кузов: |
по желанию заказчика |
Максимальная скорость: |
145 км/ч |