1 2 3 4 5
(JAGUAR)
Ковентри, Великобритания, 1945-
|
Основой известной ныне компании "Ягуар" (англичане говорят "Джегуэр") была фирма "С.С. Кар Компани" (SS Car Company) из Ковентри. После войны сочетание SS ассоциировалось с жестокими злодеяниями фашизма, поэтому было решено изменить название фирмы на "Ягуар", которое использовалось как название некоторых моделей компании SS. Первые послевоенные седаны "Ягуар" почти не отличались от своих довоенных предшественников. Поначалу они производились в трех вариантах: с 4-цилиндровым 1,8-литровым и с 6-цилиндровыми моторами в 2,7 и 3,5 л.
Первым большим шагом вперед стал спортивный "ХК-120", представленный в 1949 году на Лондонском автосалоне. Его 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 3442 см3 с двумя верхними распределительными валами мощностью 160 л.с. разработал Уильям Хейнс (William Heynes) в сотрудничестве с Уолли Хессеном (Wally Hassan) и Клодом Бейли (Claud Baily). Через год появился автомобиль высшего класса "Mk-V" с 6-цилиндровым верхнеклапанным двигателем, независимой подвеской передних колес, гидравлическим приводом тормозов и фарами, встроенными в передние крылья. Он выпускался как седан и лимузин и считался одним из самых престижных британских автомобилей. В 1950-1961 годах эта машина претерпела несколько модернизаций, изменяя свое обозначение от "Mk-VI" до "Mk-IX". В 1951 году дебютировал спортивный "Ягуар-C" с пространственной трубчатой рамой и двигателем от "ХК-120", мощность которого увеличили со 160 до 200 л.с. Он стал первым "Ягуаром" с дисковыми тормозами. В 1951 и 1953 годах "Ягуар-С" выиграл 24-часовые гонки в Ле Мане. Его развитием стал выпущенный в 1954 году спортивный "Ягуар-D", который в 1955-1957 годах еще трижды побеждал в соревнования в Ле Мане. На его базе разработали автомобиль "XKSS" с двигателем объемом 3,8 л, предназначенный для рынка США.
В 1956-м "Ягуар" внесла очередной вклад в развитие класса престижных машин, представив новую серию "Mk-ll", выделявшуюся специфическими округленными формами кузова. На новых машинах использовались 6-цилиндровые моторы в 2483 и 3442 см3 от серии "ХК". Казалось, что фирму ожидает славное будущее, но все производство пришлось прекратить в 1957 году: произошел опустошительный пожар на заводе в Ковентри. �з-за огромных убытков от пожара фирма решила прекратить участие в автомобильных гонках. В 1959 году, как комбинация серий "ХК" и "Mk-ll", была разработана гамма моделей "XK-150S" с двигателем в 3781 см3 мощностью 220 л.с.
Р’ 1960 РіРѕРґСѓ "Ягуар" приобрела автомобильную фирму "Даймлер" (Daimler), РІ 1961-Рј - компанию "Гай" (Guy), выпускавшую РіСЂСѓР·РѕРІРёРєРё, Р° РІ 1963-Рј - моторостроительную "Ковентри-Клаймакс" (Coventry-Climax). Р’ 1966 РіРѕРґСѓ "Ягуар" вошла РІ состав концерна "Бритиш Мотор Корпорейшн" (British Motor Corporation), a тот через 2 РіРѕРґР° преобразовался РІ "Бритиш Лейланд" (British Leyland). Рти организационные изменения отразились РЅР° программе "РЇРіСѓР°-СЂ", РІ которой стали преобладать наиболее престижные машины. Р’СЃРµ это время фирмой СЂСѓРєРѕРІРѕРґРёР» СЃСЌСЂ Уильям Лайонс (William Lyons), которого называли автомобильным патриархом. Даже после СѓС…РѕРґР° РЅР° РїРѕРєРѕР№ РІ 1973 РіРѕРґСѓ РІ возрасте 72 лет, вплоть РґРѕ своей смерти, РѕРЅ являлся главным советником фирмы, своеобразным "серым кардиналом".
Спортивный автомобиль "Ягуар-Е", прямой потомок модели "D", появился в 1961 году и принес фирме всемирную славу. Он оснащался 6-цилиндровым 3,8-литровым мотором и развивал скорость 240 км/ч. В 1965-м рабочий объем двигателя увеличили до 4235 см3. При этом мотор достиг своего технического предела, но еще долго применялся на многих легковых и спортивных машинах. В 1971 году были выпущены модели серии "Е" третьего поколения, на которых установили двигатель V12 в 5343 см3 мощностью 314 л.с.
Р’ 1968 РіРѕРґСѓ появился легковой автомобиль высшего класса СЃ РєСѓР·РѕРІРѕРј седан серии "XJ-6", немедленно признанный "Автомобилем РіРѕРґР°". РќР° нем стояли хорошо известные 6-цилиндровые моторы РІ 2792 Рё 4235 СЃРј3 СЃ РґРІСѓРјСЏ верхними распределительными валами. Р’ 1971-Рј выпустили "XJ-12" СЃ 5,3-литровым двигателем V12. Рта модель еще более повысила авторитет серии "XJ", так как была чуть ли РЅРµ единственной РІ то время легковой машиной СЃ 12-ци-линдровым мотором. Р’ 1975 РіРѕРґСѓ "Ягуар-Р•" был заменен РЅРѕРІРѕР№ серией "XJS" СЃ 2-дверными кузовами РєСѓРїРµ Рё кабриолет. РћРЅРё оснащались 6-цилиндровыми моторами РІ 2919 Рё 3590 СЃРј3, РЅР° которых РІ 1979 РіРѕРґСѓ стали использовать систему впрыска топлива. Затем рабочий объем этих двигателей был повышен соответственно РґРѕ 3239 Рё 3980 СЃРј3, Р° мощность — РґРѕ 203 Рё 226 Р».СЃ.
1986 РіРѕРґ был отмечен появлением второго поколения седанов серии "XJ-40", которые СЃ 1989 РіРѕРґР° стали оснащаться новыми 6-цилиндровыми 24-клапанными двигателями рабочим объемом 3239 Рё 3980 СЃРј3 мощностью РѕС‚ 211 РґРѕ 249 Р».СЃ. Р’ этом же РіРѕРґСѓ фирму "Ягуар", незадолго РґРѕ того ставшую самостоятельной, приобрел американский концерн "Форд Мотор" (Ford Motor). Рто позволило повысить конструкторский Рё технологический уровень новых разработок фирмы.
В 1993-м была показана новая модель "XJ12" с увеличенным до 6 л рабочим объемом двигателя V12. В конце 1994 года появилось третье поколение седанов "XJ" ("ХЗОО") с моторами рабочим объемом 3239; 3989 и 5994 см3 (V12) различной мощности. Скоростная модель "XJR", оснащенная 4-литровым двигателем с объемным нагнетателем мощностью 326 л.с., развивала 250 км/ч.
Новая серия моделей спортивного характера "ХК8" с кузовами седан и кабриолет, а также новым двигателем V8 рабочим объемом 3996 см3 появилась в 1996 году.
В 1997-м обновилось и семейство "XJ". Оно получило новые V-образные 8-цилиндровые 32-клапанные моторы рабочим объемом 3248 и 3996 см3 мощностью 236; 284 и 363 л.с. (с объемным нагнетателем) и стало обозначаться как "XJ8".