1 2 3 4 5 6 7 8
(VAUXHALL)
Лондон/Лутон, Великобритания, 1903-
|
Фирма "Воксхолл" существует с 1857 года (Воксхолл - квартал в Лондоне). Ее основал Александр Уилсон (Alexander Wilson). Сначала фирма была хорошо известна как производитель судовых двигателей. В 1896 году она предлагала уже целую гамму моторов внутреннего сгорания. Первый автомобиль "Воксхолл-5НР" оборудовали одноцилиндровым оппозитным двигателем мощностью 5 л.с. с цепным приводом, подвеской на пружинах и рулевым управлением с продольным рычагом. Его аналогом послужил американский "Брашмобил" (Brushmobile). Следующая модель "6НР" полностью повторяла конструкцию первенца, но уже имела передачу заднего хода.
В 1905 году "Воксхолл" переехала из Лондона в Лутон, в графстве Бедфордшир. Вскоре появились три новые модели. Все они были оснащены 3-цияиндровыми двигателями и 6-ступенчатыми коробками передач. Отличительной особенностью первых "воксхоллов" стал низкий клиновидный капот. В 1906 году появился "Воксхолл-18/20НР" с 4-цилиндровым мотором и карданной передачей, за которым последовала более легкая модель "12/16НР". Новой внешней особенностью всех машин стал массивный никелированный радиатор, применявшийся до 1959 года.
Тем временем главный конструктор фирмы Лоуренс По-мерой (Laurence Pomeroy) закончил разработку модели "20НР", которая одержала победу в специальном пробеге на надежность 1908 года, пройдя без поломок 3200 км. Померой спроектировал также еще одну машину, которая в 1910 году убедительно продемонстрировала свои возможности в пробеге на приз немецкого принца Генриха, после чего выпускалась под названием "Принц Генри" (Prince Henry). В серийных исполнениях рабочий объем двигателя этой машины повысили до 4 л. "Принц Генри" считается родоначальником самой знаменитой серии "Воксхолл-30/98", хотя незадолго до начала первой мировой войны успели построить очень небольшое количество машин. "Воксхолл" относится к числу немногих британских производителей, которым удалось и во время войны продолжить производство легковых автомобилей. К ним принадлежит "Вокс-холл-D", применявшийся в английской армии как штабная машина. В 1919 году под индексом "Е-30/98" она была включена в производственную программу, но сначала оборудовалась двигателем с боковыми клапанами. Переработанный в 1922 году вариант "ОЕ-30/98" оснастили новым 4,2-литровым двигателем с верхними клапанами и тормозами на всех колесах. Одновременно "Воксхолл" ввела в программу новую более экономичную модель "14/40НР".
Объем продаж автомобилей "Воксхолл" никогда не был большим. В 1924 году, например, было изготовлено 1400 экземпляров. Американский концерн "Дженерал Моторс" (General Motors), давно намеревавшийся создать в Великобритании плацдарм для вторжения на европейский рынок, заинтересовался "Воксхолл" и в 1925 году приобрел ее. Спустя 3 года появились первые "воксхоллы", в конструкции которых уже ощущалось американское влияние. Среди первых был автомобиль "20/60НР" с верхнеклапанным двигателем и катушечным зажиганием. В последующие годы появились серии "Сайлент-80" (Silent) с 6-цилиндровым 3,9-литровым бесклапанным двигателем и "Харлингхэм-R" (Hurlingham) - спортивный вариант модели "20/60НР". В 1931 году на смену серии "20/60" пришел более совершенный и экономичный "Кадет" (Cadet) или "17НР" с 2-литровым двигателем мощностью 40 л.с., а по желанию клиента - 57 л.с. Несмотря на низкую цену, "Кадет" с 1932 года оборудовали синхронизированной коробкой передач. Первым английским серийным автомобилем с люком в крыше в 1933 году стал "Воксхолл-А Лайт Сикс" (Light Six) в вариантах "12НР" и "14НР". Кроме них в программу входили комфортабельные модели "20НР" в двух сериях "BY" и "ВХ", различавшихся рабочими объемами моторов-2,4 и 3,2 л. Последняя из них, известная как "Биг Сикс" (Big Six), продавалась до 1936 года. Ее сменила серия "G" (25HP) с независимой подвеской передних колес системы "Дюбоннэ" (Dubonnet). Такая конструкция также использовалась на моделях 1935 года — "DY" (12НР)и"ОХ"(14НР).
"Воксхолл-Н" (10НР) в 1938 году стал первым британским автомобилем с несущим кузовом. На нем стояла 3-ступенчатая коробка передач, а средний расход топлива составлял менее 9 л на 100 км. В 1939 году все машины "Воксхолл" получили гидропривод тормозов. Росту сбыта способствовал новый дешевый автомобиль серии "U" (14HP) среднего класса с 6-цилиндровым двигателем в 1781 см3.
Во время войны все заводы "Воксхолла" выпускали грузовые автомобили "Бедфорд" (Bedford), танки "Черчилль" (Churchill) и пушки, а к концу войны фирма строила также реактивные авиамоторы. Сразу же после войны было возобновлено производство моделей"10НР"и "12НР"с 4-цилиндровыми двигателями и "14НР" с 6-цилиндровы-ми моторами, которые выпускались до 1948 года. Место устаревших машин заняли две новые модели серии "L" "Уайверн" (Wyvern) с 4-цилиндровым 1,5-литровым мотором и "Велокс" (Velox) с 2,3-литровой "шестеркой". В форме их кузовов отразилось влияние американского дизайна с характерными утопленными в обтекаемые крылья фарами.
В 1952 году в серии "Е" кузова обеих машин подверглись основательной переработке, а старые двигатели заменили современными ко-роткоходными. В 1955 году появилась комфортабельная "Креста" (Cresta). В 1957 году был выпущен, ставший очень популярным, экономичный "Виктор" (Victor). В 1962 году его кузов модернизировали, а семейства "Велокс" и "Креста" обрели новую внешность. С 1964 года начали использовать более мощные двигатели: объем двигателя "Виктора" повысили до 1,6 л, а 6-цилиндровых - до 3,3 л. В том году правление фирмы приняло решение начать производство малолитражных автомобилей. В результате появилась "Вива" (Viva) серии "НА" с 4-цилиндровым двигателем в 1057 см3 и немного угловатым кузовом. В 1967 и 1970 годах ее конструкция и дизайн дважды подверглись переработке. Новая "Вива-НС" предлагалась в двух вариантах с моторами рабочим объемом 1159 и 1256 см3.
Р’ 1968 РіРѕРґСѓ "Воксхолл" представила полностью измененный "Виктор". Его моторы РІ 1,6 Рё 2,0 Р» СЃ верхним распределительным валом устанавливались спереди СЃ небольшим углом наклона. Р’СЃРєРѕСЂРµ Рє РЅРёРј прибавился еще Рё 1,8-литровый вариант. Одновременно старый 6-цилиндровый 3,3-литровый двигатель установили РЅР° более солидной модели "Вентора" (Ventora), внешне напоминавшей "Виктор". Р’ 1971 РіРѕРґСѓ РєСѓР·РѕРІ "Виктора" немного увеличили, использовав внутреннюю отделку РѕС‚ машин "Опель" (Opel) более высокого класса. Объем двигателя составил 2,3 Р». Рто стало отправной точкой РІ сотрудничестве СЃ немецкой фирмой, тоже принадлежащей "Дженерал Моторс". Двигатель 1,6-литрового "Виктора" поставили РЅР° РЅРѕРІСѓСЋ модель "Р’РёРІР°", которая РІ варианте РєСѓРїРµ называлась "Фиренца" (Firenza) Рё оснащалась, РєСЂРѕРјРµ того, еще РґРІСѓРјСЏ моторами рабочим объемом 1,3 Рё 2,3 Р». Р’ 1973 РіРѕРґСѓ "Воксхолл" СЃРЅРѕРІР° переработала РІСЃСЋ серию "Р’РёРІР°/Фиренца". Варианты СЃ более мощными двигателями (1,8 Рё 2,3 Р») получили название "Магнум" (Magnum). Р’ 1975 РіРѕРґСѓ РЅР° рынок поступил "Шеветг" (Chevett) СЃ РєСѓР·РѕРІРѕРј хэтчбек Рё двигателем РІ 1256 СЃРј3 РѕС‚ серийной "Р’РёРІС‹". РќР° следующий РіРѕРґ седан "Кавальер" (Cavalier) стал копией "Опеля РђСЃРєРѕРЅР°" (Ascona). РћРЅ предлагался СЃ двигателями РІ 1,3; 1,6 Рё 1,9 Р». Его начали выпускать РЅР° заводе "Дженерал Моторс" РІ Бельгии, РЅРѕ РІ августе 1977 РіРѕРґР° производство перевели РІ Англию. Последующие РіРѕРґС‹ стали свидетельством медленной потери "Воксхоллом" своей самостоятельности.
В начале 1979 года появились модели среднего класса "Карлтон" (Carlton) и "Ройял" (Royal), оказавшиеся копиями соответствующих машин "Опеля" с рядным 6-цилиндровым мотором в 2,8 л. Спустя год "Ройял" предлагали с 3-литровым двигателем. Последнюю "Виву" построили в Канаде в середине 1979 года, и с тех пор роль самой популярной модели перешла к "Астре" (Astra) - британскому аналогу "Опеля Кадетт" (Kadett). В 1982 году появился новый вариант "Кавальера" с передним приводом и двигателями рабочим объемом 1,3 и 1,6 л, однако и он полностью копировал немецкую "Аскону". Тем не менее, выпустив новый "Кавальер", "Воксхолл" опередила британский "Форд" по объемам производства. Лишь в 1983 году "Форду" удалось выйти вперед, заменив устаревшую "Кортину" (Cortina) на "Сьерру" (Sierra), которая стала сильным конкурентом "Кавальера". В 1984 году вступил в строй завод "Дженерал Моторс" в Сарагосе (�спания), рассчитанный на производство компактных автомобилей, которые на рынке континентальной Европы стали называться "Опель Корса" (Corsa), а на английском - "Воксхолл Нова" (Nova). С тех пор программа "Воксхолла" стала полностью идентичной продукции "Опеля" за исключением названий и комплектаций, так как "Воксхолл", в отличие от "Опеля", имеет правостороннее управление. Совсем недолго "Опель Вектра" (Vectra) назывался на Британских островах "Кавальером", а аналог немецкого "Рекорда" (Rekord) именовался "Карлтон". В настоящее время вся продукция "Воксхолл" аналогична моделям "Опеля".