1 2 3 4 5
(MORRIS)
Оксфорд, Великобритания, 1913-1983
Уильям РњРѕСЂСЂРёСЃ (William Morris), продававший велосипеды Рё легковые машины РІ Оксфорде, построил первый собственный автомобиль "Оксфорд" (Oxford) РІ 1913 РіРѕРґСѓ. Рто была компактная двухместная модель СЃ двигателем "Уайт СЌРЅРґ РџРѕРїРї" (White and Poppe) рабочим объемом 1017 СЃРј3. Р�спользовались основные агрегаты РґСЂСѓРіРёС… фирм: РѕСЃРё РѕС‚ "Ригли" (Wrigley), колеса РѕС‚ "Санки" (Sankey), рама РѕС‚ "Рейуорт" (Raworth). Рто РЅРµ помешало "Оксфорду" стать РѕРґРЅРёРј РёР· лучших автомобилей своего времени РІ малом классе.
В 1915 году в продажу поступил автомобиль "Каули" (Cowley) с 1,5-литровым мотором. Двигатель и ряд других узлов и деталей поступали от американской фирмы "Континентал" (Continental) и других поставщиков. Обе машины оказались столь популярными, что Моррис продолжал их выпуск еще в течение года после объявления войны. Когда в 1916 году Англия запретила ввоз из США легковых автомобилей и их узлов, "Моррис" начала выпускать "Каули" в варианте легкого грузовичка и, таким образом, предотвратила остановку производства. После перемирия выпуск легковых автомобилей был возобновлен. Они известны под прозвищем "Bullnose" ("Бычий нос"), полученным из-за скругленной верхней части облицовки радиатора.
Когда "Континентал" прекратила производство моторов "Ред-Сил" (Red-Seal), Моррис обратился за помощью к французской фирме Точкисс" (Hotchkiss). Чтобы справиться с послевоенным падением спроса, "Моррис" в 1921 году заметно снизила цены, благодаря чему "Оксфорд" и "Каули" стали самыми популярными английскими автомобилями 20-х годов. В 1924 году 1,8-литровый двигатель, который незадолго до этого стали устанавливать на "Оксфорде", получил полное признание. Он применялся на всех моделях до 1926 года.
Чтобы найти клиентов Р·Р° рубежом, "РњРѕСЂСЂРёСЃ" построила солидную машину "Рмпайр Оксфорд" (Empire Oxford) СЃ 4-цилиндровым мотором рабочим объемом 2513 СЃРј3, свидетельствовавшую Рѕ наличии Сѓ фирмы большого технического потенциала. Рљ сожалению, "Рмпайр Оксфорд" РЅРµ имел ожидаемого успеха. После РїРѕРєСѓРїРєРё французского завода "Леон Болле" (Leon Bollee) РІ Ле Мане РњРѕСЂСЂРёСЃ надеялся выгодно использовать близость Рє европейскому автомобильному рынку. Построенные РІРѕ Франции машины "РњРѕСЂСЂРёСЃ-Леон Болле" сильно отличались РѕС‚ продукции РёР· Оксфорда. Продавались РѕРЅРё плохо, Рё РІ 1931 РіРѕРґСѓ предприятие РІ Ле Мане было ликвидировано.
Р’ 1927 РіРѕРґСѓ "РњРѕСЂСЂРёСЃ" приобрела фирму "Уолсли" (Wolseley), РіРґРµ началось производство СЂСЏРґРЅРѕРіРѕ 6-цилиндрового 2,5-литрового двигателя СЃ верхним распределительным валом. Р’ 1929 РіРѕРґСѓ состоялся дебют РѕСЃРѕР±Рѕ дешевой малолитражной модели "РњРёРЅРѕСЂ" (Minor) СЃ двигателем рабочим объемом 847 СЃРј3 СЃ верхним распределительным валом, который РІСЃРєРѕСЂРµ заменили РЅР° более дешевый нижнеклапанный мотор. Р’ 1930 РіРѕРґСѓ "РњРѕСЂСЂРёСЃ" стала использовать гидравлический РїСЂРёРІРѕРґ тормозов фирмы "Локхид" (Lockheed). Рта РЅРѕРІРёРЅРєР° сначала использовалась только РЅР° РґРѕСЂРѕРіРёС… моделях, РЅРѕ через РіРѕРґ вошла РІ стандартную комплектацию всех машин.
Р’ начале 30-С… РіРѕРґРѕРІ дела "РњРѕСЂСЂРёСЃ" обстояли РЅРµ лучшим образом, несмотря РЅР° выпуск РІ 1933 РіРѕРґСѓ популярной модели "10/4" СЃ мотором РІ 1292 СЃРј3. Положение немного улучшилось Рє 1935 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° длинный СЃРїРёСЃРѕРє РёР· 32 выпускаемых моделей пополнился очень удачным автомобилем типа "8 HP", или "РР№С‚" (Eight). Рта малолитражка СЃ мотором РІ 918 СЃРј3 выпускалась РґРѕ 1938 РіРѕРґР° Рё стала самой покупаемой английской машиной своего времени. Р’ 1939 РіРѕРґСѓ "РР№С‚" первого поколения был заменен РЅР° модель серии "Р•" СЃ новым РєСѓР·РѕРІРѕРј, РЅРѕ СЃРѕ старым нижнеклапанным мотором. Р’ программу входили еще 4 модели, которые оснащались более современными верхнеклапанными двигателями. Самая маленькая модель гаммы называлась "10РќР ", или "Тен" (Теп), Р° самая большая СЃ 6-цилиндровым 3,5-литровым мотором - "25РќР ". Р’ том же РіРѕРґСѓ "РњРѕСЂСЂРёСЃ" разработала РЅРѕРІСѓСЋ модель "Тен" серии "Рњ" СЃ мотором РІ 1141 СЃРј3 Рё несущим РєСѓР·РѕРІРѕРј.
После РІРѕР№РЅС‹ "РњРѕСЂСЂРёСЃ" выпускала РґРІРµ довоенные модели "РР№С‚" Рё "Тен". Р’ конце 1948 РіРѕРґР° появился новый "РњРёРЅРѕСЂ" СЃ тем же двигателем РІ 919 СЃРј3, как Рё РЅР° "РР№С‚" серии "Р•", РЅРѕ СЃ передней независимой подвеской РЅР° торсионных СѓРїСЂСѓРіРёС… элементах, реечным рулевым управлением Рё колесами диаметром 14 РґСЋР№РјРѕРІ. Р’ 1953 РіРѕРґСѓ "РњРёРЅРѕСЂ" оснастили 4-цилиндровым верхнеклапанным двигателем РІ 803 СЃРј3 РѕС‚ автомобиля "Остин Рђ-30" (Austin). Его рабочий объем постепенно увеличился РґРѕ 1098 СЃРј3. "РњРёРЅРѕСЂ" оставался РІ производстве РґРѕ 1971 РіРѕРґР°, став первым английским автомобилем, объем выпуска которого перешагнул Р·Р° миллион экземпляров. Современниками "РњРёРЅРѕСЂР°" были "Оксфорд" серии "РњРћ" СЃ нижнеклапанным мотором РІ 1476 СЃРј3 Рё "РњРѕСЂСЂРёСЃ РЎРёРєСЃ" серии "MS" СЃ 6-цилиндровым двигателем РІ 2215 СЃРј3.
В 1952 году, в результате объединения фирм "Моррис" и "Остин", был создан концерн "Бритиш Мотор Корпорейшн" (British Motor Corporation), сокращенно ВМС. В результате произошла унификация моделей обеих фирм. Началась она в 1954 году, когда на "Каули" и "Оксфорде" появился 4-цилиндровый верхнеклапанный двигатель "Остин". Со временем автомобили обоих производителей становились все более похожими и в конце концов стали отличаться только названием и цветом кузова. Популярный переднеприводный "Мини Минор" с мотором в 848 см3 появился в 1959 году и стал высшим достижением фирмы за всю ее историю. За ним в 1963 году последовала серия "1100", которая вначале продавалась под маркой "Моррис", а потом - "Остин". Когда в 1968 году фирма "Лейланд" (Leyland) выкупила ВМС, появился новый концерн "Бритиш Лейланд". Первый "Моррис Марина" (Marina), увидевший свет после объединения в 1971 году, был седаном классической компоновки с мотором в 1275 см3. Через год появилась не очень удачная переднеприводная серия "2200", а после 1979 года выпускалось только семейство "Марина". Через два года с помощью итальянской фирмы "�тал Дизайн" (Ital Design) модель "Марина" обрела эффектный кузов, но это не привлекло покупателей. В 1983 году марка "Моррис" прекратила свое существование.