организатор:

С‚. 251-40-47


1 2 3 4 5

(TATRA) Копршивнице, Чешская республика/ЧССР/Чехия, 1921-

В 1853 году в городке Нес-сельсдорф в восточной Моравии, относившейся тогда к Австро-Венгрии, открылась экипажная мастерская �гна-цаШусталы (Ignac Schustala). В 1895 году она была преобразована в "Нессельсдорфскую вагонную фабрику" (Nesselsdorfer Wagenbau Fabriks), сокращенно NW. Здесь в 1897 году был собран первый в Центральной Европе самоходный экипаж "Президент" (President). Эта довольно большая 5-местная машина с горизонтальным 2-цилиндровым двигателем заднего расположения рабочим объемом 2714 см3 мощностью 6,6 л.с. была выполнена по образцу автомобилей германской фирмы "Бенц" (Benz). В ее создании принимал участие известный в будущем автоконструктор Ганс Ледвинка (Hans Ledwinka), родившийся в 1878 году в Клостернойбурге, близ Вены.

В дальнейшем на заводе в Нессельсдорфе началось производство различных автомобилей марки NW. В 1899 году был выпущен "Метеор" (Meteor) - модернизированный вариант "Президента", за которым последовали схожие по конструкции самоходные экипажи "Нессельсдорф" (Nesselsdorf), "Вена" (Wien), "Бергштайгер" (Bergsteiger), "Ферзухер" (Versucher), "Ау-хоф" (Auhof) и многие другие. В 1900 году выпустили двухместный гоночный автомобиль с двигателем в 4250 см3 мощностью 12 л.с., на котором барон фон Либиг (von Liebig) выиграл гонку под Ниццей. В 1901 году 23-летний Ледвинка стал главным конструктором автомобильного отдела. Он взялся за обновление устаревшей гаммы, поначалу представив легковой автомобиль типа "NW-B" с двигателем, по-прежнему расположенным горизонтально под задними сиденьями. Через год появилась модель "С" с 4-цилиндровым мотором. В 1902-1905 годах Ледвинка работал на Венском заводе паровых машин. Вернувшись в 1906 году в Нессельсдорф, он разработал автомобиль высшего класса "NW-J" классической компоновки с двигателем в 5878 см3 переднего расположения. Постепенно фирма NW перешла на выпуск престижных легковых машин, однако объемы их производства оставались невысокими. В 1910 году Ледвинка разработал спортивную машину "NW-S" с 3,3-литровым 4-цилиндровым двигателем мощностью 30 л.с., оснащенным верхним распределительным валом. В 1914 году увидел свет представительский автомобиль "NW-T" с мотором мощностью 45 л.с. Последней легковой машиной NW в 1915 году стала модель "U" с 6-цилиндровым 65-сильным мотором в 5340 см3. В 1916 году Ледвинка перешел на фирму "Штайр" (Steyr).

Когда в 1921 году Ледвинка вновь вернулся на родину, Моравия вошла в состав Чешской Республики; городок Нессельсдорф стал называться Копршивнице, а завод -"Татра". Первый автомобиль "Татра-10" 1921 года был аналогичен довоенному "NW-U". В 1923-м Ледвинка разработал один из самых известных своих автомобилей "Татра-11" с 2-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения и хребтовой трубчатой рамой. В 1926 году его заменила более совершенная "Татра-12". В том же году на схожей с ними по конструкции "Татре-30" устанавливали 4-цилинд-ровый оппозитный мотор воздушного охлаждения рабочим объемом 1679 см3, который также применялся на оригинальном 6-колесном автомобиле "Татра-26/30". Гамму представительских машин в 1926 году открыла "Татра-31" с рядным 6-цилиндровым 2,3-литровым мотором водяного охлаждения.

В начале 30-х годов появилась "Татра-57" с трубчатой рамой и 4-цилиндровым мотором в 1155 см3, имевшая неплохой спрос. На ее базе создали модель "Т-75" с двигателем увеличенного до 1690 см3 рабочего объема. Гамму машин высшего класса продолжили "Т-70" с 6-цилиндровым мотором водяного охлаждения в 3868 см3 и роскошная "Татра-80" с 6-литровым двигателем V12 в 100 л.с. В 1931 году в продажу поступил легкий автомобиль с кузовом купе, оснащенный 2-цилиндровым мотором заднего расположения. Через два года за ним последовала модель "V-570" с аэродинамическим кузовом седан. Эта машина считается родоначальницей заднемоторных легковых автомобилей с аэродинамически совершенными кузовами, которые и принесли "Татре" мировую известность.

В 1934 году Ледвинка представил свой шедевр - задне-моторную легковую "Татру-77" с трубчатой рамой и 3-литровым двигателем V8 с двумя верхними распределительными валами и воздушным охлаждением. Через год появилась модель "Т-77А" с двигателем, объем которого возрос до 3395 см3. В 1937 году ее заменила "Татра-87" с аналогичным кузовом, но мотором от "Т-77". Перед второй мировой войной была выпущена схожая с ними машина "Т-97" с верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 1759 см3. В программу также входила модель классической компоновки "Т-52" с 4-цилиндровым 1,9-литровым мотором переднего расположения с боковыми клапанами и воздушным охлаждением. В 1938 году на рынок поступила малолитражная "Татра-57В" с двигателем в 1256 см3, выпускавшаяся до 1949 года.

В 30-е годы "Татра" стала крупным производителем грузовиков. Они выпускались и во время немецко-фашистской оккупации. После войны Ледвинку обвинили в сотрудничестве с немецкими властями, конструктор провел в тюрьме 6 лет.

В социалистической Чехословакии заводы "Татра" сосредоточились на производстве тяжелых грузовых машин, хорошо известных в бывшем СССР. Но выпуск легковых автомобилей не прекратился, хотя и сократился до минимума. В 1947 году в программе появилась новая заднемотор-ная модель "Татра-107", более известная как "Т-600 Татраплан" (Tatraplan) с 2-литровым 4-цилиндровым мотором. В 1949-1957 годах "Татра" занималась производством спортивных и гоночных заднемоторных автомобилей. На них гонщики Вержмиржовски, Сойка и Павличек неоднократно завоевывали высокие места в различных гонках.

В 1956 году началось мелкосерийное производство представительской "Татры-603", ставшей дальнейшим развитием заднемоторных довоенных машин с двигателями V8 воздушного охлаждения. На "Т-603" мотор рабочим объемом 2545 см3 развивал мощность 100 л.с. На модели "Т-603-2" объем уменьшили до 2472 см3, но мощность возросла до 125 л.с. В середине 70-х годов появилась комфортабельная заднемоторная 6-местная "Татра-613" своеобразной внешности с мотором V8 воздушного охлаждения в 3495 см3 мощностью 165 л.с. с четырьмя верхними распределительными валами и двумя карбюраторами. С 1980 года она выпускалась в длинно-базном исполнении "T-613S", а в 1984-м появилась улучшенная модификация "Т-613-3" с обновленной передней частью и двигателем повышенной до 177 л.с. мощности. В 1993 году на варианте "Т-613-4" установили систему впрыска топлива, что позволило повысить мощность мотора до 200 л.с., а максимальную скорость автомобиля - до 230 км/ч.

Машины "Татра" поступали в распоряжение членов правительства ЧССР и стран Восточной Европы, а затем на них пересели лидеры Чехии. Это были единственные в мире автомобили высшего класса с задним двигателем воздушного охлаждения.

От этой концепции не отошли и при создании нового представительского автомобиля "Татра-700", который выпускается мелкими партиями с 1996 года. Однако основной продукцией завода "Татра" по-прежнему остаются грузовые автомобили, главная особенность которых центральная хребтовая трубчатая рама.

1 2 3 4 5


«Retro-Style» news Новости «Р РµС‚СЂРѕ стиля»

  • IV Фестиваль "Ретро-Стиль 2005" прошел 4 сентября РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј гольф клубе.
  • Пошив одежды РІ стиле ретро для участия РІ Фестивале.
  • © 2002-2005 Р РћРћ «Московский спортивный клуб»
    Тел. (095) 251-40-47, 251-44-56 E-mail:info@mossportclub.com