1 2 3 4 5
(TATRA)
Копршивнице, Чешская республика/ЧССР/Чехия, 1921-
|
Р’ 1853 РіРѕРґСѓ РІ РіРѕСЂРѕРґРєРµ Нес-сельсдорф РІ восточной Моравии, относившейся тогда Рє Австро-Венгрии, открылась экипажная мастерская Р�РіРЅР°-цаШусталы (Ignac Schustala). Р’ 1895 РіРѕРґСѓ РѕРЅР° была преобразована РІ "Нессельсдорфскую вагонную фабрику" (Nesselsdorfer Wagenbau Fabriks), сокращенно NW. Здесь РІ 1897 РіРѕРґСѓ был собран первый РІ Центральной Европе самоходный экипаж "Президент" (President). Рта довольно большая 5-местная машина СЃ горизонтальным 2-цилиндровым двигателем заднего расположения рабочим объемом 2714 СЃРј3 мощностью 6,6 Р».СЃ. была выполнена РїРѕ образцу автомобилей германской фирмы "Бенц" (Benz). Р’ ее создании принимал участие известный РІ будущем автоконструктор Ганс Ледвинка (Hans Ledwinka), родившийся РІ 1878 РіРѕРґСѓ РІ Клостернойбурге, близ Вены.
В дальнейшем на заводе в Нессельсдорфе началось производство различных автомобилей марки NW. В 1899 году был выпущен "Метеор" (Meteor) - модернизированный вариант "Президента", за которым последовали схожие по конструкции самоходные экипажи "Нессельсдорф" (Nesselsdorf), "Вена" (Wien), "Бергштайгер" (Bergsteiger), "Ферзухер" (Versucher), "Ау-хоф" (Auhof) и многие другие. В 1900 году выпустили двухместный гоночный автомобиль с двигателем в 4250 см3 мощностью 12 л.с., на котором барон фон Либиг (von Liebig) выиграл гонку под Ниццей. В 1901 году 23-летний Ледвинка стал главным конструктором автомобильного отдела. Он взялся за обновление устаревшей гаммы, поначалу представив легковой автомобиль типа "NW-B" с двигателем, по-прежнему расположенным горизонтально под задними сиденьями. Через год появилась модель "С" с 4-цилиндровым мотором. В 1902-1905 годах Ледвинка работал на Венском заводе паровых машин. Вернувшись в 1906 году в Нессельсдорф, он разработал автомобиль высшего класса "NW-J" классической компоновки с двигателем в 5878 см3 переднего расположения. Постепенно фирма NW перешла на выпуск престижных легковых машин, однако объемы их производства оставались невысокими. В 1910 году Ледвинка разработал спортивную машину "NW-S" с 3,3-литровым 4-цилиндровым двигателем мощностью 30 л.с., оснащенным верхним распределительным валом. В 1914 году увидел свет представительский автомобиль "NW-T" с мотором мощностью 45 л.с. Последней легковой машиной NW в 1915 году стала модель "U" с 6-цилиндровым 65-сильным мотором в 5340 см3. В 1916 году Ледвинка перешел на фирму "Штайр" (Steyr).
Когда в 1921 году Ледвинка вновь вернулся на родину, Моравия вошла в состав Чешской Республики; городок Нессельсдорф стал называться Копршивнице, а завод -"Татра". Первый автомобиль "Татра-10" 1921 года был аналогичен довоенному "NW-U". В 1923-м Ледвинка разработал один из самых известных своих автомобилей "Татра-11" с 2-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения и хребтовой трубчатой рамой. В 1926 году его заменила более совершенная "Татра-12". В том же году на схожей с ними по конструкции "Татре-30" устанавливали 4-цилинд-ровый оппозитный мотор воздушного охлаждения рабочим объемом 1679 см3, который также применялся на оригинальном 6-колесном автомобиле "Татра-26/30". Гамму представительских машин в 1926 году открыла "Татра-31" с рядным 6-цилиндровым 2,3-литровым мотором водяного охлаждения.
Р’ начале 30-С… РіРѕРґРѕРІ появилась "Татра-57" СЃ трубчатой рамой Рё 4-цилиндровым мотором РІ 1155 СЃРј3, имевшая неплохой СЃРїСЂРѕСЃ. РќР° ее базе создали модель "Рў-75" СЃ двигателем увеличенного РґРѕ 1690 СЃРј3 рабочего объема. Гамму машин высшего класса продолжили "Рў-70" СЃ 6-цилиндровым мотором РІРѕРґСЏРЅРѕРіРѕ охлаждения РІ 3868 СЃРј3 Рё роскошная "Татра-80" СЃ 6-литровым двигателем V12 РІ 100 Р».СЃ. Р’ 1931 РіРѕРґСѓ РІ продажу поступил легкий автомобиль СЃ РєСѓР·РѕРІРѕРј РєСѓРїРµ, оснащенный 2-цилиндровым мотором заднего расположения. Через РґРІР° РіРѕРґР° Р·Р° РЅРёРј последовала модель "V-570" СЃ аэродинамическим РєСѓР·РѕРІРѕРј седан. Рта машина считается родоначальницей заднемоторных легковых автомобилей СЃ аэродинамически совершенными кузовами, которые Рё принесли "Татре" РјРёСЂРѕРІСѓСЋ известность.
В 1934 году Ледвинка представил свой шедевр - задне-моторную легковую "Татру-77" с трубчатой рамой и 3-литровым двигателем V8 с двумя верхними распределительными валами и воздушным охлаждением. Через год появилась модель "Т-77А" с двигателем, объем которого возрос до 3395 см3. В 1937 году ее заменила "Татра-87" с аналогичным кузовом, но мотором от "Т-77". Перед второй мировой войной была выпущена схожая с ними машина "Т-97" с верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 1759 см3. В программу также входила модель классической компоновки "Т-52" с 4-цилиндровым 1,9-литровым мотором переднего расположения с боковыми клапанами и воздушным охлаждением. В 1938 году на рынок поступила малолитражная "Татра-57В" с двигателем в 1256 см3, выпускавшаяся до 1949 года.
В 30-е годы "Татра" стала крупным производителем грузовиков. Они выпускались и во время немецко-фашистской оккупации. После войны Ледвинку обвинили в сотрудничестве с немецкими властями, конструктор провел в тюрьме 6 лет.
В социалистической Чехословакии заводы "Татра" сосредоточились на производстве тяжелых грузовых машин, хорошо известных в бывшем СССР. Но выпуск легковых автомобилей не прекратился, хотя и сократился до минимума. В 1947 году в программе появилась новая заднемотор-ная модель "Татра-107", более известная как "Т-600 Татраплан" (Tatraplan) с 2-литровым 4-цилиндровым мотором. В 1949-1957 годах "Татра" занималась производством спортивных и гоночных заднемоторных автомобилей. На них гонщики Вержмиржовски, Сойка и Павличек неоднократно завоевывали высокие места в различных гонках.
В 1956 году началось мелкосерийное производство представительской "Татры-603", ставшей дальнейшим развитием заднемоторных довоенных машин с двигателями V8 воздушного охлаждения. На "Т-603" мотор рабочим объемом 2545 см3 развивал мощность 100 л.с. На модели "Т-603-2" объем уменьшили до 2472 см3, но мощность возросла до 125 л.с. В середине 70-х годов появилась комфортабельная заднемоторная 6-местная "Татра-613" своеобразной внешности с мотором V8 воздушного охлаждения в 3495 см3 мощностью 165 л.с. с четырьмя верхними распределительными валами и двумя карбюраторами. С 1980 года она выпускалась в длинно-базном исполнении "T-613S", а в 1984-м появилась улучшенная модификация "Т-613-3" с обновленной передней частью и двигателем повышенной до 177 л.с. мощности. В 1993 году на варианте "Т-613-4" установили систему впрыска топлива, что позволило повысить мощность мотора до 200 л.с., а максимальную скорость автомобиля - до 230 км/ч.
Машины "Татра" поступали РІ распоряжение членов правительства ЧССРи стран Восточной Европы, Р° затем РЅР° РЅРёС… пересели лидеры Чехии. Рто были единственные РІ РјРёСЂРµ автомобили высшего класса СЃ задним двигателем воздушного охлаждения.
От этой концепции не отошли и при создании нового представительского автомобиля "Татра-700", который выпускается мелкими партиями с 1996 года. Однако основной продукцией завода "Татра" по-прежнему остаются грузовые автомобили, главная особенность которых центральная хребтовая трубчатая рама.