организатор:

С‚. 251-40-47


1 2 3 4 5

(PANHARD ET LEVASSOR) Париж, Франция, 1889-1967

Корни фирмы "Панар и Левассор" уходят в 1847 год, когда предприниматели Пе-рэн (Perm) и Повелль (Pauwell) основали фабрику по производству деревообрабатывающих станков. После смерти Перэна в 1886 году к руководству фирмы пришли молодые инженеры - Рене Панар и Эмиль Левассор. Друг Левассора Эдуард Саразэн (Edouard Sarazin) заключил договор с Готлибом Даймлером (Gottlieb Daimler) на лицензионное производство его двигателей во Франции. Однако в 1887 году Саразэн умер. Левассор продолжил начатое Саразэном дело. Вначале Панар и Левассор продавали свои двигатели другим фирмам, в том числе "Пежо" (Peugeot). Однако позднее они решили устанавливать их на собственные шасси, тем самым положив в 1891 году начало автомобильному производству. Как и большинство самоходных экипажей того времени они оснащались двигателем заднего расположения. Но вскоре Левассор отказался от этой концепции и построил машину с мотором переднего расположения, прикрытым капотом, с коробкой передач, имевшей передвижные шестерни, и приводом на задние колеса. Таким образом, он впервые создал классическую компоновку автомобиля, которая вскоре стала общепризнанной.

Победа автомобиля "Панар-Левассор" в первых в мире соревнованиях по маршруту Париж-Руан 1894 года необыкновенно подняла престиж фирмы. Победителем во второй гонке Париж-Бордо-Париж в 1895 году опять стал "Панар-Левассор" с двигателем Даймлера. К другим крупным достижениям автомобилей этой марки относятся победы в гонках Париж-Марсель-Париж (1896 год), Париж-Амстердам (1898 год) и "Тур де Франс" (1899 год).

В 1895 году 2-цилиндровый V-образный двигатель Даймлера уступил место рядному 2-цилиндровому "Даймлеру-Финикс" (Daimler-Phoenix) с боковыми клапанами рабочим объемом 2,4 л, который в последующие 5 лет использовался на большинстве машин. В 1898 году появился новый 4-цилиндровый мотор, ставший развитием гоночного варианта 1896 года. Примерно с 1901 года фирма стала терять лидирующие позиции в разработке автомобильных конструкций, что, не в последнюю очередь, было вызвано появлением автомобиля "Мерседес" более высокого технического уровня. Кроме того, после гибели Левассора в 1897 году фирме стало труднее идти в ногу со временем. � все же в 1900 году программа моделей была расширена, а новинка типа "8/11CV" с 3-цилиндровым 1,8-литровым двигателем имела хороший сбыт. В 1906 году "Панар" представила два больших автомобиля, оснащенных 4-цилиндровым 10,5-литровым и 6-цилиндровым 11-литровым моторами. Новинки 1909 года оказались скромнее. Автомобиль "Финикс" (Phoenix) имел 2-цилиндровый мотор в 1206 см3, модели "10CV", "15CV" и "25CV" - двигатели рабочим объемом 2,2-5,0 л. На следующий год появились автомобили типа "25CV" и "28CV" с 4- и 6-цилиндровыми агрегатами в 5,2 и 6,6 л, а также первый "Панар-Левассор" с бесклапанным мотором Найта (Knight) рабочим объемом 4398 см3. В 1912 году фирма представила второй автомобиль с таким же мотором рабочим объемом 2613 см3. С этого момента двигатель "Найт" доминировал в ее продукции. Кроме модели "35CV" с 4-цилиндровым мотором в 7363 см3, в 1914 году для серии типа "30CV" впервые был разработан 6-цилиндровый бесклапанный двигатель в 6597 см3.

После войны на легкой модели "10CV" поначалу использовался обычный мотор, но уже в 1922-м на ней устанавливался бесклапанный агрегат в 1187 см3. С 1925 года все модели "Панар-Левассор" оснащались такими двигателями. К этому времени в программу входили три модели ("10CV", "16CV" и "20CV") с 4-цилиндровым, а также "35CV" с 8-цилиндровым моторами. Через два года появилась новая машина типа "20/60CV" с 6-цилиндровым двигателем в 2344 см3. В 1931 году "Панар-Левассор" выпустила еще один автомобиль с бесклапанным 8-цилиндровым 5-литровым двигателем, но он не пользовался спросом из-за высокой стоимости. Наибольший успех имели автомобили среднего класса "6CS" и "60S". В 1934 году появился седан "Панорамик" (Panoramique) с дополнительными окошками по краям лобового стекла. Его наследником в 1937 году стал "Динамик" (Dynamic) с оригинальным обтекаемым кузовом, с закрытыми нишами колес и фарами, встроенными в крылья. В салоне переднее сиденье была рассчитано на 3 пассажиров, причем место водителя располагалось в середине. Этот автомобиль имел центральную трубчатую раму и выпускался с двигателями рабочим объемом 2,5; 2,7 и 3,8 л.

После второй мировой войны началось производство легкого дешевого переднеприводного автомобиля "Дина" (Dyna) с 2-цилиндровым оппозитным двигателем воздушного охлаждения в 610 см3. В 1950 году его рабочий объем увеличили до 750 см3, в 1952 году - до 850 см3. В том же году выпустили спортивный вариант "Дина Юниор" (Junior). Последняя модель фирмы появилась в 1964 году - купе "Дина-24СТ". В 1967 году "Панар" купила фирма "Ситроен" (Citroen), которая расширяла свои производственные площади. Марку "Панар" несла только колесная военная техника.

1 2 3 4 5


«Retro-Style» news Новости «Р РµС‚СЂРѕ стиля»

  • IV Фестиваль "Ретро-Стиль 2005" прошел 4 сентября РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј гольф клубе.
  • Пошив одежды РІ стиле ретро для участия РІ Фестивале.
  • © 2002-2005 Р РћРћ «Московский спортивный клуб»
    Тел. (095) 251-40-47, 251-44-56 E-mail:info@mossportclub.com