1 2 3 4 5
(PANHARD ET LEVASSOR)
Париж, Франция, 1889-1967
|
РљРѕСЂРЅРё фирмы "Панар Рё Левассор" СѓС…РѕРґСЏС‚ РІ 1847 РіРѕРґ, РєРѕРіРґР° предприниматели РџРµ-СЂСЌРЅ (Perm) Рё Повелль (Pauwell) основали фабрику РїРѕ производству деревообрабатывающих станков. После смерти Перэна РІ 1886 РіРѕРґСѓ Рє руководству фирмы пришли молодые инженеры - Рене Панар Рё Рмиль Левассор. Друг Левассора Рдуард Саразэн (Edouard Sarazin) заключил РґРѕРіРѕРІРѕСЂ СЃ Готлибом Даймлером (Gottlieb Daimler) РЅР° лицензионное производство его двигателей РІРѕ Франции. Однако РІ 1887 РіРѕРґСѓ Саразэн умер. Левассор продолжил начатое Саразэном дело. Вначале Панар Рё Левассор продавали СЃРІРѕРё двигатели РґСЂСѓРіРёРј фирмам, РІ том числе "Пежо" (Peugeot). Однако позднее РѕРЅРё решили устанавливать РёС… РЅР° собственные шасси, тем самым положив РІ 1891 РіРѕРґСѓ начало автомобильному производству. Как Рё большинство самоходных экипажей того времени РѕРЅРё оснащались двигателем заднего расположения. РќРѕ РІСЃРєРѕСЂРµ Левассор отказался РѕС‚ этой концепции Рё построил машину СЃ мотором переднего расположения, прикрытым капотом, СЃ РєРѕСЂРѕР±РєРѕР№ передач, имевшей передвижные шестерни, Рё РїСЂРёРІРѕРґРѕРј РЅР° задние колеса. Таким образом, РѕРЅ впервые создал классическую РєРѕРјРїРѕРЅРѕРІРєСѓ автомобиля, которая РІСЃРєРѕСЂРµ стала общепризнанной.
Победа автомобиля "Панар-Левассор" в первых в мире соревнованиях по маршруту Париж-Руан 1894 года необыкновенно подняла престиж фирмы. Победителем во второй гонке Париж-Бордо-Париж в 1895 году опять стал "Панар-Левассор" с двигателем Даймлера. К другим крупным достижениям автомобилей этой марки относятся победы в гонках Париж-Марсель-Париж (1896 год), Париж-Амстердам (1898 год) и "Тур де Франс" (1899 год).
В 1895 году 2-цилиндровый V-образный двигатель Даймлера уступил место рядному 2-цилиндровому "Даймлеру-Финикс" (Daimler-Phoenix) с боковыми клапанами рабочим объемом 2,4 л, который в последующие 5 лет использовался на большинстве машин. В 1898 году появился новый 4-цилиндровый мотор, ставший развитием гоночного варианта 1896 года. Примерно с 1901 года фирма стала терять лидирующие позиции в разработке автомобильных конструкций, что, не в последнюю очередь, было вызвано появлением автомобиля "Мерседес" более высокого технического уровня. Кроме того, после гибели Левассора в 1897 году фирме стало труднее идти в ногу со временем. � все же в 1900 году программа моделей была расширена, а новинка типа "8/11CV" с 3-цилиндровым 1,8-литровым двигателем имела хороший сбыт. В 1906 году "Панар" представила два больших автомобиля, оснащенных 4-цилиндровым 10,5-литровым и 6-цилиндровым 11-литровым моторами. Новинки 1909 года оказались скромнее. Автомобиль "Финикс" (Phoenix) имел 2-цилиндровый мотор в 1206 см3, модели "10CV", "15CV" и "25CV" - двигатели рабочим объемом 2,2-5,0 л. На следующий год появились автомобили типа "25CV" и "28CV" с 4- и 6-цилиндровыми агрегатами в 5,2 и 6,6 л, а также первый "Панар-Левассор" с бесклапанным мотором Найта (Knight) рабочим объемом 4398 см3. В 1912 году фирма представила второй автомобиль с таким же мотором рабочим объемом 2613 см3. С этого момента двигатель "Найт" доминировал в ее продукции. Кроме модели "35CV" с 4-цилиндровым мотором в 7363 см3, в 1914 году для серии типа "30CV" впервые был разработан 6-цилиндровый бесклапанный двигатель в 6597 см3.
После РІРѕР№РЅС‹ РЅР° легкой модели "10CV" поначалу использовался обычный мотор, РЅРѕ уже РІ 1922-Рј РЅР° ней устанавливался бесклапанный агрегат РІ 1187 СЃРј3. РЎ 1925 РіРѕРґР° РІСЃРµ модели "Панар-Левассор" оснащались такими двигателями. Рљ этому времени РІ программу входили три модели ("10CV", "16CV" Рё "20CV") СЃ 4-цилиндровым, Р° также "35CV" СЃ 8-цилиндровым моторами. Через РґРІР° РіРѕРґР° появилась новая машина типа "20/60CV" СЃ 6-цилиндровым двигателем РІ 2344 СЃРј3. Р’ 1931 РіРѕРґСѓ "Панар-Левассор" выпустила еще РѕРґРёРЅ автомобиль СЃ бесклапанным 8-цилиндровым 5-литровым двигателем, РЅРѕ РѕРЅ РЅРµ пользовался СЃРїСЂРѕСЃРѕРј РёР·-Р·Р° высокой стоимости. Наибольший успех имели автомобили среднего класса "6CS" Рё "60S". Р’ 1934 РіРѕРґСѓ появился седан "Панорамик" (Panoramique) СЃ дополнительными окошками РїРѕ краям лобового стекла. Его наследником РІ 1937 РіРѕРґСѓ стал "Динамик" (Dynamic) СЃ оригинальным обтекаемым РєСѓР·РѕРІРѕРј, СЃ закрытыми нишами колес Рё фарами, встроенными РІ крылья. Р’ салоне переднее сиденье была рассчитано РЅР° 3 пассажиров, причем место водителя располагалось РІ середине. Ртот автомобиль имел центральную трубчатую раму Рё выпускался СЃ двигателями рабочим объемом 2,5; 2,7 Рё 3,8 Р».
После второй мировой войны началось производство легкого дешевого переднеприводного автомобиля "Дина" (Dyna) с 2-цилиндровым оппозитным двигателем воздушного охлаждения в 610 см3. В 1950 году его рабочий объем увеличили до 750 см3, в 1952 году - до 850 см3. В том же году выпустили спортивный вариант "Дина Юниор" (Junior). Последняя модель фирмы появилась в 1964 году - купе "Дина-24СТ". В 1967 году "Панар" купила фирма "Ситроен" (Citroen), которая расширяла свои производственные площади. Марку "Панар" несла только колесная военная техника.