1 2 3 4 5 6
(CHRYSLER)
Детройт, США, 1924-
Уолтер Крайслер (Walter Chrysler), будучи президентом "Бьюика" (Buick) и одновременно вице-президентом концерна "Дженерал Моторс" (General Motors), разошелся во мнениях с президентом концерна Уильямом Дюрантом (William Durant) и был вынужден в 1920 году покинуть свои посты.
Вскоре Крайслер принял предложение возглавить фирму "Виллис-Оверленд" (Willys-Overland), находившуюся на грани банкротства. Он быстро вдохнул в нее жизнь и взялся проделать то же самое с компанией "Максуэлл-Чалмерс" (Maxwell-Chalmers).
Р’СЃРµ эти РіРѕРґС‹ Крайслер мечтал Рѕ создании собственного автомобиля, РІ котором РѕРЅ РјРѕРі Р±С‹ воплотить весь СЃРІРѕР№ опыт Рё идеи Рѕ техническом совершенстве Рё комфорте. Рљ тому времени РѕРЅ владел только помещением для продажи автомобилей, РіРґРµ Рё решил реализовать СЃРІРѕРё планы. Знакомство СЃ тремя талантливыми инженерами Фредом Зеде-СЂРѕРј (Fred Zeder), РћСѓСЌРЅРѕРј Скелтоном (Owen Skelton) Рё Карлом Бреером (Carl Breer) развеяло последние сомнения. Рљ тому же освободились помещения закрывшейся фирмы "Чалмерс" (Chalmers), РіРґРµ Крайслер организовал СЃР±РѕСЂРєСѓ своего автомобиля. Добровольное заточение трех инженеров длилось целый РіРѕРґ, Рё РІ 1923-Рј РѕРЅРё представили Крайслеру результаты СЃРІРѕРёС… конструкторских РїРѕРёСЃРєРѕРІ. Автомобиль вполне удовлетворил шефа. Рто была модель, названная "Крайслер-70", СЃ 6-цилиндровым мотором, производство которой было начато РІ цехах компании "Максуэлл". Автомобиль РЅРѕРІРѕР№ марки имел огромный успех: РІ 1924 РіРѕРґСѓ было продано свыше 30 тысяч штук.
Постепенно машины Крайслера вытесняли "максуэллы". В 1926 году появились экономичный "Крайслер Фор" (Four) и роскошный в то время "Крайслер �мпериал Сикс" (Imperial Six), Грандиозный успех первых моделей позволил Крайслеру в 1928 году приобрести компанию "Додж" (Dodge), a также создать две новые марки "Де Сото" (De Soto)n "Плимут" (Plymouth), ставшие основой империи "Крайслер".
В 1929 году "Крайслер" устанавливала на всех своих машинах специфическую хорошо узнаваемую переднюю облицовку, через два года ее заменил радиатор в стиле автомобилей "Корд L-29" (Cord). Одновременно объявили о выпуске двух новых моделей с 8-цилиндровыми моторами "CD" (3,9 л, 80 л.с.) и "CG" (6,3 л, 125 л.с.). Далее "Крайслер" представила многочисленные технические новинки. Появились автоматически включаемое сцепление и подвеска двигателя на сайлент-блоках (1932 год), синхронизированная коробка передач (1933 год), автоматическое включение дополнительной передачи "овердрайв" (1934 год) и, наконец, полуавтоматическая трансмиссия "Флюи-Драйв" (Flui-Drive, 1938 год).
1934 РіРѕРґ стал наиболее памятным. Р’ продажу поступила модель "Рйрфлоу" (Airflow) СЃ самым, пожалуй, революционным для серийных машин того времени обтекаемым РєСѓР·РѕРІРѕРј. РќРѕ рынок РЅРµ РїСЂРёРЅСЏР» ее, что сильно ударило РїРѕ самолюбию Рё престижу концерна "Крайслер". "Рйрфлоу" заменила менее амбициозная серия "Рйрстрим" (Airstream). Рљ концу 30-С… РіРѕРґРѕРІ концерн "Крайслер" вышел РЅР° третье место РїРѕ объемам производства, уступая лишь "Дженерал Моторс" Рё "Форду".
Модельный ряд 1942 года заложил стилистические основы первой послевоенной продукции. Базовыми стали автомобили "С-34 Ройял" (Royal), "Виндзор" (Windsor) и "С-37 �мпериал" (Imperial). Модели 1946 года "С-38", "С-39" и "С-40 �мпериал" отличались от них только деталями внутренней и внешней отделки. Все машины оснащались полуавтоматической трансмиссией "Флюи-Драйв", позволявшей не использовать педаль сцепления. В честь 25-летия компании в 1949 году появилось еще несколько новых моделей. В 1951-м выпустили двигатель V8 с полусферическими камерами сгорания, который установили на моделях "Нью-Йоркер" (New Yorker), "Саратога" (Saratoga) и "�мпериал". Его также использовала на своих спортивных машинах фирма "Кэннингхэм" (Cunningham).
Р’ начале 50-С… РіРѕРґРѕРІ РІРѕ главе центра стиля стоял знаменитый американский автомобильный дизайнер Вирджил Ркснер (Virgil Exner), создавший немало оригинальных форм, определивших большой успех продукции "Крайслера" РЅР° рынке. Р’ 1953 РіРѕРґСѓ форма "крайслеров" стала более совершенной, было введено лобовое панорамное стекло. Выпуск РІ 1955 РіРѕРґСѓ "Р’РёРЅРґР·РѕСЂР°" Рё "РќСЊСЋ-Йоркера" СЃ полностью обновленным дизайном принесло новые прибыли Рё временное первенство над соперниками. РќР° базе "РќСЊСЋ-Йоркера" ограниченной серией выпустили спортивную модель "300", которая стала РѕРґРЅРѕР№ РёР· самых скоростных легковых машин своего времени.
В 1957 году на кузовах "крайслеров" появились знаменитые задние "плавники". В этом же году стали серийными автоматические гидромеханические коробки передач "Торк Флайт" (Torque Flite), управлявшиеся нажатием кнопок на панели приборов. В 1959 году было освоено производство новых двигателей V8 в 6,3 и 6,8 л. На следующий год родились первые автомобили с несущими кузовами, а "Крайслер-ЗООС" установил очередной рекорд скорости в 283,4 км/ч.
60-е годы стали временем борьбы за уменьшение размеров американских автомобилей. Вычурные формы сменили более скромные и плавные очертания кузовов европейского стиля. С приходом 70-х годов обострились топливные проблемы, резко снизившийся спрос на большие и неэкономичные машины привел к упразднению в 1971 году самой престижной серии "�мпериал". В 1975 году была выпущена экономичная "Кордоба" (Cordoba), оснащавшаяся двигателями с низким содержанием вредных веществ в отработавших газах, чем и была вызвана их невысокая мощность в 90 и 120 л.с. при рабочих объемах в 3,7 и 5,2 л. На "Кордобе" впервые установили люк в крыше с электроприводом.
В 1978 году появилась модель "Ле Барон" (Le Baron), на которой, кроме упомянутых выше моторов, применялся еще один в 5,9 л мощностью 185 л.с. Свое название машина получила в честь американской фирмы "Ле Барон", снабжавшей "Крайслер" наиболее эффектными и дорогими кузовами. В 1979 году самые большие в программе седаны "Нью-Йоркер" и "Ньюпорт" (Newport) "похудели" на 360 кг и стали экономичнее. Одновременно компания провела работы по еще большему снижению токсичности отработавших газов и ввела на всех моделях каталитические нейтрализаторы. Огромные усилия приблизиться к конкурентам и удовлетворить новые требования рынка привели к тому, что убытки "Крайслер" достигли миллиарда долларов и поставили его на грань краха. Спасли третий по величине американский автомобильный концерн огромные государственные субсидии и продажа практически всех иностранных филиалов.
Выйдя из кризиса, "Крайслер" приступил к выпуску новой серии "К" - семейства компактных переднеприводных машин. Впервые они появились в 1981 году под марками "Додж" и "Плимут". Через несколько месяцев модернизация коснулась и серии "Ле Барон". В том же году вновь появился роскошный двухдверный открытый "�мпериал" с двигателем V8 (5211 см3). В 1982 году, несмотря на снижение продаж на 25 % по сравнению с предыдущим годом, "Крайслер" первым в США прочно обосновался в секторе кабриолетов, выпустив открытые варианты "Ле Барон" и "Додж-400".
Р’ 1983 РіРѕРґСѓ "Крайслер" запустил РІ производство РЅРѕРІРѕРµ семейство компактных спортивных машин серии "Р•", разработанных РІ кооперации СЃ конструктором Кэроллом Шелби (Carroll Shelby). Семейство возглавил "Крайслер Лазер" (Laser) - трехдверное РєСѓРїРµ СЃ 4-цилиндровым двигателем РІ 2213 СЃРј3 Рё РїСЂРёРІРѕРґРѕРј РЅР° передние колеса. РЎ 1988 РіРѕРґР° "Крайслер" совместно СЃ итальянской "Мазерати" (Maserati) выпускал спортивный кабриолет "РўРЎ" СЃ моторами РІ 2,2 Рё 3 Р». Рто позволило закрепиться РІ РЅРѕРІРѕРј секторе, который заполняли РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј импортные автомобили.
Главным достижением тех лет следует считать выпуск однообъемного универсала "Вояджер" (Voyager), унифицированного с аналогичными моделями других отделений концерна. Он стал не только законодателем моды на такие машины в Америке, но и самым популярным в своем классе как в США, так и в других странах мира. В 1989 году выпустили обновленный "Ле Барон" с кузовами седан, купе и кабриолет. Одновременно появились новые переднеприводные "Нью-Йоркер", "Фифе Авеню" (Fifth Avenue) и "�мпериал".
Сегодня "Крайслер" предлагает только переднеприводные модели. Самым компактным и дешевым является "Неон" (Neon), за ним следует "Сайрус" (Cirrus), известный в Европе как "Стратус" (Stratus). Он привлекает свежим дизайном и предлагается как седан, купе или кабриолет с 4- и 6-цилиндровыми двигателями в 2,0 и 2,5 л.
Р’ конце 1994 РіРѕРґР° была показана модель "Себринг" (Sebring) СЃ РєСѓР·РѕРІРѕРј РєСѓРїРµ, созданная РЅР° базе автомобиля "Мицубиси Талант" (Galant). Так же, как Рё однотипная модель "Додж Рйвенджер" (Dodge Avenger), РѕРЅР° производится РЅР° заводе "Даймонд Стар" Рё комплектуется моторами рабочим объемом 2,0 Рё 2,5 Р» мощностью 142 Рё 165 Р».СЃ. Самые большие Рё тоже полноприводные седаны появились РІ 1992 РіРѕРґСѓ. Р�РјРё стали модели серии "РљРѕРЅРєРѕСЂРґ" (Concord), "LHS", экспортируемые РІ Европу как "Вижн" (Vision) Рё "РќСЊСЋ-Йоркер" (New-Yorker). РћР±Рµ оснащаются моторами V6 рабочим объемом 3,3 Рё 3,5 Р» мощностью 163 Рё 217 Р».СЃ. Р’ 1997 РіРѕРґСѓ эти модели получили новые РєСѓР·РѕРІР° Рё двигатели V6 повышенной мощности. Р’ 1996 РіРѕРґСѓ запущено РІ производство уже третье поколение универсалов повышенной вместимости (РЈРџР’) "Таун СЌРЅРґ Кантри" (Town and Country), которые известны РІ Европе как "Вояджер". Для богатых европейских покупателей предлагаются уникальные спортивные кабриолет Рё РєСѓРїРµ "Вайпер" (Viper) СЃ 8-литровым двигателем V10 мощностью 455 Р».СЃ., развивающие максимальную скорость РґРѕ 290 РєРј/С‡.