1 2 3
РњРѕСЃРєРІР°, РЎРЎРЎР /Р РѕСЃСЃРёСЏ, 1936-
|
В 1916 году на окраине Москвы началось строительство завода АМО ("Автомобильное Московское Общество"), его производственная программа предусматривала выпуск как грузовых автомобилей по чертежам компании Ф�АТ (FIAT), так и штабных легковых по лицензии французской фирмы Точкисс" (Hotchkiss). Грузовики АМО-Ф-15 по образцу Ф�АТа завод изготовлял в 1924-1931 годах. После реконструкции с осени 1931 года АМО был переименован в "Завод имени Сталина" (З�С) и выпускал грузовые автомобили и автобусы. Свое наименование предприятие еще раз изменило летом 1956 года - оно стало называться "Завод имени Лихачева" (З�Л), в честь �вана Алексеевича Лихачева, который два с половиной десятилетия был его директором.
Рљ легковым автомобилям Р—Р�РЎ обратился РІ 1936 РіРѕРґСѓ. Первым стал представительский лимузин Р—Р�РЎ-101, конструкция которого базировалась РЅР° американской модели "Бьюик РР№С‚" (Buick Eight) серии "90". Технологически сложная машина выпускалась вплоть РґРѕ 1941 РіРѕРґР°. Р—Р° пять лет было сделано 8752 автомобиля.
После окончания второй мировой войны З�С вернулся к изготовлению представительских машин, но в более скромных масштабах. Автомобиль З�С-110 был разработан на основе американских моделей "Паккард-180" (Packard) образца 1941 года и "Бьюик Лимитед-90" (Buick Limited). В период с 1945 по 1958 годы их было изготовлено 2089 штук, включая модификации кабриолет, фаэтон, такси и машина скорой помощи. Надо также отметить, что для высшего руководства страны завод выпустил бронированный вариант З�С-110, который назывался З�С-115. Всего было выпущено около 30 экземпляров этой модели. По сравнению с З�С-110 он весил не более 5000 кг.
Конструкции Р—Р�РЎ-101 Рё Р—Р�РЎ-110 разрабатывались СЃ оглядкой РЅР° американскую инженерную школу. Рти машины первыми РІ советском автомобилестроении комплектовались рядными 8-цилиндровыми двигателями, синхронизаторами РІ РєРѕСЂРѕР±РєРµ передач, гипоидными главными передачами. Р�С… оборудование включало радиоприемник, отопитель, гидравлические стеклоподъемники, стеклянную перегородку Р·Р° передним сиденьем. Нужно отметить, что РѕР±Рµ модели выпускались достаточно крупными сериями Рё использовались РЅРµ только как служебные, РЅРѕ Рё РІ качестве такси, санитарных машин, Р° также (РІ очень небольших количествах) находились РІ руках индивидуальных владельцев.
Последующие представительские модели завода были ориентированы исключительно на обслуживание верховных государственных учреждений и членов правительства. Масштабы выпуска стали определяться потребностями заказчиков: 10-25 машин в год. Что касается конструкции, то она вновь следовала тенденциям американского автомобилестроения: V-образные 8-цилиндровые двигатели большого литража, гидромеханические коробки передач, многокамерные карбюраторы, гидравлические толкатели клапанов, лонжеронные рамы и широкий набор устройств, направленных на повышение комфорта. Большое внимание уделялось повышению надежности и безопасности. В частности, дублировались системы зажигания, подачи топлива. Наибольшая часть машин оснащалась кузовами лимузин, хотя мелкими партиями выпускались модификации с кузовами кабриолет, седан и даже универсал медицинского назначения.
После З�С-110 завод изготовлял З�Л-111 (1958-1961 гг.), З�Л-111Г (1963-1967 гг.), З�Л-114 (1967-1977 гг.) и З�Л-115 (с 1977 года). З�Л-111 стал первым советским автомобилем с кнопочным управлением коробкой передач, электрическими стеклоподъемниками и кондиционером. На З�Л-111Г впервые в СССРпоявилась четырехфарная система освещения, на З�Л-114 - торсионная подвеска передних колес, дисковые тормоза, регулируемое по углу наклона рулевое колесо. Он оснащался центральной блокировкой дверных замков, атермальными стеклами, дистанционным управлением радиоприемника. На его базе выпускался укороченный вариант З�Л-117 с кузовом седан.
Дальнейшим шагом вперед в техническом отношении стал З�Л-4104, который в различных модификациях выпускается и поныне. Завод за последние годы создал также опытные образцы новой зад-неприводной представительской машины, но дальше постройки нескольких вариантов дело не пошло.