1 2 3
(STUDEBAKER)
Саус Бенд, США, 1902-1964
|
Р’ начале XX века семейная компания "Студебеккер" изготовляла конные экипажи. Затем выпускала детали для шасси легковых машин. Рто послужило стимулом для перехода РЅР° изготовление собственных автомобилей РїСЂРё сохранении производства гужевых РїРѕРІРѕР·РѕРє (РёС… выпуск завершился только РІ 1921 РіРѕРґСѓ). Первые 20 самоходных экипажей СЃ электроприводом "Студебеккер" построила РІ 1902 РіРѕРґСѓ. Р’ 1904 РіРѕРґСѓ фирма представила СЃРІРѕСЋ первую модель СЃ двигателем внутреннего сгорания. Рто был традиционный для тех лет автомобиль РЅР° высоких колесах СЃ 2-цилиндровым горизонтальным мотором, замененным РІ 1905 РіРѕРґСѓ РЅР° 4-цилиндровый.
Некоторое время спустя "Студебеккер" приобрела права Сѓ фирмы "Рверит-Метцгер-Флэндерс" (Everitt-Metzger-Flanders, сокращенно EMF) РЅР° продажу дешевых РіСЂСѓР·РѕРІРёРєРѕРІ, которые РІ 1908 РіРѕРґСѓ поступили РЅР° рынок РїРѕРґ марками EMF Рё "Флэндерс". Р’ 1910 РіРѕРґСѓ фирмы EFM Рё "Студебеккер" создали совместное предприятие "Студебеккер Корпорейшн" РїРѕ выпуску легковых машин, часть РёР· которых поставлялась компании "Гарфорд" (Garford). Р’ 1912 РіРѕРґСѓ "Студебеккер" выпустила легковой автомобиль собственной разработки модели "РђРђ", который оснащался РєРѕСЂРѕР±РєРѕР№ передач, сблокированной СЃ задним мостом. Затем последовали модели СЃ 4- Рё 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом 3146 Рё 4736 СЃРј3. РџРѕ совету президента фирмы Альберта Ррскайна (Albert Erskine) 4-цилиндровые моторы РІ 1920 РіРѕРґСѓ заменили новым 6-цилиндровым 3,4-литровым агрегатом "Лайт РЎРёРєСЃ" (Light Six), созданным новым главным конструктором Фредом Зедером (Fred Zeder). РљСЂРѕРјРµ стандартной модели "Спешиэл РЎРёРєСЃ" (Special Six) фирма предлагала более мощную машину "Биг РЎРёРєСЃ" (Big Six) СЃ двигателем РІ 5810 СЃРј3. РћРЅРё оставались РІ производстве РґРѕ конца 20-С… РіРѕРґРѕРІ.
Р’ 1925 РіРѕРґСѓ "Студебеккер" добилась рекордного объема производства автомобилей - 107 тысяч экземпляров. Рто позволило фирме предложить РІ 1927 РіРѕРґСѓ РЅРѕРІСѓСЋ серию недорогих автомобилей семейства "Ррскайн" (Erskine), Р° РіРѕРґ спустя приобрести компанию "РџРёСЂСЃ-РСЂСЂРѕСѓ" (Pierce-Arrow), находившуюся РЅР° грани краха. Р’ 1928 РіРѕРґСѓ новый шеф конструкторского отдела Барни Р СѓСЃ (Barney Roos) создал 8-цилиндровый двигатель для представительского автомобиля "Президент" (Presi-dent). РЎ этого времени РІСЃРµ машины СЃ 6-цилиндровыми моторами получили названия "Диктатор" (Dictator) Рё "Коммандер" (Commander), Р° через РіРѕРґ Рё РѕРЅРё стали оснащаться 8-цилиндровыми силовыми агрегатами. РўРѕРіРґР° же автомобили "Студебеккер" участвовали РІ престижных 500-мильных гонках РІ Р�ндианаполисе. Лучшего результата фирма добилась РІ 1932 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° три РёР· пяти заявленных машин заняли третье, шестое Рё тринадцатое места.
Ркономический РєСЂРёР·РёСЃ РЅРµ сразу отразился РЅР° деятельности "Студебеккер", хотя объемы сбыта сократились. Р’ 1932 РіРѕРґСѓ продажи упали РґРѕ РјРёРЅРёРјСѓРјР°, фирма обанкротилась Рё РІСЃРµ ее имущество продали СЃ аукциона. Новые владельцы предоставили независимость компании "РџРёСЂСЃ-РСЂСЂРѕСѓ", исключили РёР· программы роскошный "Президент" Рё пополнили гамму РґРІСѓРјСЏ новыми моделями СЃ 6-цилиндровыми двигателями, которые ранее использовались РЅР° популярной Рё недорогой машине "Р РѕРєРЅРё" (Rockne). Рљ 1935 РіРѕРґСѓ благодаря выдающимся способностям очередных президентов Пола Хофмана (Paul Hoffman) Рё Гарольда Р’СЌРЅСЃР° (Harold Vance) положение стабилизировалось, Рё продукция "Студебеккер" РІРЅРѕРІСЊ стала конкурентоспособной.
Стремясь придать СЃРІРѕРёРј машинам индивидуальный облик Рё РѕСЃРѕР±СѓСЋ элегантность, фирма пригласила РІ качестве консультанта известного стилиста Раймонда Леви (Raymond Loewy). Р’ 1938 РіРѕРґСѓ появился привлекательный легковой "Чемпион" (Champion) СЃ 6-цилиндровым двигателем РІ 2687 СЃРј3. Ртот сравнительно небольшой для американского рынка автомобиль позволил поднять объем продаж РґРѕ 100 тысяч машин РІ РіРѕРґ.
Во время второй мировой войны "Студебеккер" выпускала армейские грузовики типа "US-6", поступавшие в основном на восточный фронт.
По окончании войны "Студебеккер" стала первой в стране автомобильной компанией, освоившей производство легковых автомобилей с кузовами нового стиля. В мае 1946 года фирма представила новые серии моделей "Чемпион", "Коммандер" и "Ленд Крузер" (Land Cruiser) с 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом 2786 и 3704 см3. Форму их кузовов разработал Р. Леви. Новый стиль подвергся резкой критике, что не способствовало росту сбыта. Тем не менее в 1949 году Раймонд Леви предложил еще более революционные формы с выступающими вперед фарами и круглым воздухозаборником по центру передней облицовки. Новые автомобили имели автоматическую коробку передач и переднюю независимую подвеску. Несмотря на критику специалистов объем производства в 1949 году увеличился до 200 тысяч единиц, в 1950-м - до 268 тысяч экземпляров. В 1951 году появился первый "Студебеккер" с двигателем V8 объемом 3802 см3, получивший более скромный кузов. Спустя два года программа дополнилась малопривлекательными 2- и 4-дверными седанами, а также купе "Старлайнер" (Starliner). Они не способствовали увеличению продаж и процветанию компании.
Р’ попытке выйти РёР· РєСЂРёР·РёСЃР° руководство "Студебеккер" решило РІ 1954 РіРѕРґСѓ приобрести компанию "Паккард" (Packard), создав тем самым базу для производства машин разных классов. РћР±Рµ фирмы имели давние традиции Рё различные программы: "Паккард" выпускала РґРѕСЂРѕРіРёРµ роскошные машины, Р° "Студебеккер" - дешевые модели. Р’ итоге рентабельная РґРѕ того времени компания "Паккард" тоже оказалась РІ РєСЂРёР·РёСЃРЅРѕРј положении. Ситуация еще более усугубилась РІ 1955 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° "Студебеккер" РІ очередной раз ошиблась РІ выборе стиля новых машин. Р’ 1956 РіРѕРґСѓ Леви разработал более современный Рё удачный стиль оформления РєСѓР·РѕРІРѕРІ. Спортивные машины "РҐРѕСѓРє" (Hawk) СЃ 6-цилиндровым мотором РІ 3032 СЃРј3, "Пауэр РҐРѕСѓРє" (Power Hawk) Рё "Скай РҐРѕСѓРє" (Sky Hawk) СЃ двигателями V8 РІ 3671 Рё 4244 СЃРј3, Р° также "Голден РҐРѕСѓРє" (Golden Hawk) СЃ 5,8-литровым мотором "Паккард" V8 получили хорошие отзывы. Рљ сожалению, РёРј РЅРµ удалось остановить падение продаж. Ркономичный седан "Скотсмен" (Scotsman) СЃ 6-цилиндровым двигателем также РЅРµ СЃРјРѕРі улучшить ситуацию.
В 1956 году группа "Студебеккер-Паккард" заключила соглашение с авиационной компанией "Кертисс-Райт" (Curtiss-Wright) о продаже завода "Паккард" вместе с его испытательным полигоном, что привело к фактическому прекращению производства машин этой марки. Одновременно объем производства на главном предприятии в Саус-Бенде сократился. В 1959 году "Студебеккер" представила два новых автомобиля - роскошный спортивный "Сильвер Хоук" (Silver Hawk) с двигателем V8 в 4736 см3 и небольшой седан "Ларк" (Lark), который немного приостановил падение фирмы. К сожалению, эта удача стала временной, через год объем продаж опять упал.
В 1962 году "Студебеккер" выпустила длиннобазный вариант "Ларк" и новый спортивный автомобиль "Аванти" (Avanti) достаточно оригинальной внешности. Он оснащался мотором V8 рабочим объемом 4736 см3 и кузовом из стеклопластика, спроектированный Раймондом Леви. Крупные вложения в разработку и внедрение в производство новых моделей не способствовали улучшению финансового положения компании. �збранный в 1963 году новый президент Байере Барлингейм (Byers Burlingame) пришел к заключению, что "Студебеккер" должна признать свое поражение и отказаться от выпуска автомобилей. Через год производство перевели из США в Канаду. Модели "Студебеккер" предлагались до 1966 года с двигателями "Шевроле" (Chevrolet).