1 2 3
(STANLEY)
Ньютон, США, 1897-1927
Братья-близнецы Фрэнсис (Francis) и Фрилэн Стенли (Freelan Stanley) заработали состояние, продав фирме "Кодак" (Kodak) лицензию на разработанный ими способ печатания и сухой проявки фотографий. В 1897 году, скорее ради интереса, они приступили к проектированию паровых автомобилей. Построили 6 машин, одну из которых продали некоему Дж. Месоту из Бостона. На ней Месот выиграл гонку, организованную устроителями первой автомобильной выставки в Новой Англии. Модель "Стенли" вызвала у публики такой большой интерес, что братья решили организовать ее серийное производство.
В то же время образовалась группа американских бизнесменов во главе с издателем Джоном Брисбеном Уокером, которая также решила выпускать паровые автомобили и была очень заинтересована, чтобы братья Стенли не перешли им дорогу. За отказ от выпуска паровиков им предложили 250 тысяч долларов. Затем требование смягчили - в течение одного года, с мая 1899 по май 1900 года, не заниматься разработкой новых машин. Братья приняли предложение не только из-за баснословно большой по тем временам суммы, но и для того, чтобы использовать деньги на разработку более совершенных и мощных автомобилей, как только запрет потеряет силу. Только в 1901 году они принялись за работу. А в это время первенец Стенли выпускался под маркой "Локомобил" (Locomobile) и пользовался в Америке большим успехом.
Новые автомобили "Стенли" снабжались 2-цилиндровой горизонтально расположенной паровой машиной, которая напрямую приводила заднюю ведущую ось. Сначала паровой котел и горелка размещались под сиденьем, что создавало большую опасность для водителя и пассажиров: открытое пламя или раскаленный пар могли обжечь ноги. В 1903 году в производство пошла новая серия из нескольких моделей, у которых котел разместили спереди, прикрыв его полукруглым кожухом. В начале XX века такие автомобили были очень популярными. По динамическим качествам они превосходили бензиновые экипажи, однако требовали длительного времени на разжигание огня и получения пара. При движении водитель постоянно следил за уровнем воды в котле, за ее температурой и давлением пара. В противном случае он попросту мог взлететь на воздух.
В 1905 году братья "Стенли" построили необычную гоночную машину с низким аэродинамическим кузовом в форме каноэ. В январе 1906 года гонщик Фред Марриотт (Fred Marriott) установил на ней абсолютный рекорд скорости - 205,4 км/ч. При очередной попытке улучшить это достижение автомобиль перевернулся и был сильно поврежден.
Р’ 1906 РіРѕРґСѓ фирма "Стенли" выпустила РѕРґРЅСѓ РёР· СЃРІРѕРёС… наиболее удачных моделей "ЕХ", спортивный вариант которой, названный "Джентльмене РЎРїРёРґРё Родстер" (Gentleman's Speedy Roadster), РЅР° коротких дистанциях развивал максимальную скорость 120 РєРј/С‡. Р’ 1915 РіРѕРґСѓ паровые двигатели получили конденсатор, который охлаждал отработанный пар, превращая его РІ РІРѕРґСѓ. Рто позволило отказаться РѕС‚ дополнительного бака СЃ РІРѕРґРѕР№. Разумеется, изготовление более мощных Рё производительных конденсаторов, гарантировавших пробег РѕС‚ 240 РґРѕ 320 РєРј, требовало больших затрат. Цена РЅР° новые паровики повысилась, Р° РёС… продажи стали снижаться: РІ 1914 РіРѕРґСѓ было продано 743 машины, РІ 1915-Рј - 126. Р’ 1917 РіРѕРґСѓ производство РІРЅРѕРІСЊ возросло - 520 экземпляров.
В мае 1918 года группа бизнесменов из Чикаго во главес Прескотом Уорреном приобрела фирму "Стенли", однако в 1924-м перепродала ее другой компании. Просуществовав еще 3 года фирма прекратила свою деятельность.
|
Стенли-F
|