1 2 3 4
(BILEV)
Ковентри, Великобритания, 1898-1969
Чтобы обеспечить четырем сыновьям благополучное существование Уильям Райли (William Riley) в 1890 году оставил текстильное производство и купил велосипедную фирму "Бонник" (Bonnick). В 1896 году ее переименовали в "Райли Сайкл Компани Лимитед" (Riley Cycle Company Limited). Там молодой Перси Райли построил первый автомобиль с одноцилиндровым двигателем, снабженным принудительным приводом впускного клапана. Все детали мотора были изготовлены вручную, включая нарезку зубьев шестерен трансмиссии. Машина получилась достаточно работоспособной, но так и не была запущена в производство.
Р’ 1900 РіРѕРґСѓ РЅР° свет появилась легкая трехколесная моторная коляска "Р РѕР№СЏР» Райли" (Royal Riley) СЃ двигателем "Де Дион-Бутон" (De Dion-Buton), РґРІСѓРјСЏ передними управляемыми колесами Рё задним ведущим колесом. Р’ 1904 РіРѕРґСѓ была построена вторая машина, мотор для которой спроектировал Перси Райли, Р° собрала его фирма "Райли Рнджин Компани" (Riley Engine Company), основанная остальными сыновьями Уильяма Райли. Ртот автомобиль выпускался РґРѕ 1907 РіРѕРґР°. Еще РІ 1905 РіРѕРґСѓ РЅР° базе "трехколески" Перси Райли разработал 4-колесную модель, использовав тот же двигатель Рё РЅРѕРІСѓСЋ РєРѕСЂРѕР±РєСѓ передач. РќР° РІСЃРµ автомобили "Райли" устанавливали легкие колеса СЃРѕ спицами Рё центральной крепежной гайкой. Колеса РІСЃРєРѕСЂРµ сделались выгодной продукцией. Р�С… покупали РјРЅРѕРіРёРµ автомобилестроительные фирмы.
В 1907 году "Райли" выпустила 5-местный автомобиль "12/18НР" с передним расположением двигателя V2 рабочим объемом 2035 см3. В 1909 году появилась модель "1ОНР" с двигателем V2 в 1390 см3, спроектированным Стенли Райли. В 1911 году "Райли Сайкл Компани" прекратила выпуск велосипедов и была переименована в "Райли Лимитед, Ковентри" (Riley Limited, Coventry). Поскольку Уильям Райли предпочитал выпускать только автомобильные колеса, его сыновья в 1912 году основали новое предприятие "Райли Мотор Манюфэкчуринг Компани" (Riley Motor Manufacturing Company) no производству автомобилей.
Первой стала модель "17РќР " СЃ 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 2932 СЃРј3, показанная РЅР° лондонском автосалоне 1913 РіРѕРґР°. РўРѕРіРґР° же братья Виктор Рё Стенли открыли еще РѕРґРЅСѓ фирму "Неро Рнджин Компани" (Nero Engine Company), РЅР° которой изготовлялась модель "10РќР " СЃ мотором рабочим объемом 1096 СЃРј3. Однако ее производство
пришлось прервать СЃ началом первой РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹. Р’СЃРµ предприятия семейства Райли перешли РЅР° выпуск боеприпасов. Р’ 1914-Рј РІ РёС… руках оказался завод РІ Фоулсхилле, близ Ковентри. Р�менно РѕРЅ после окончания РІРѕР№РЅС‹ стал базой РїРѕ реорганизации РіСЂСѓРїРїС‹ "Райли", Р° СЃ 1919 РіРѕРґР° - ее главным производственным центром. Р’ том же РіРѕРґСѓ "Райли Лимитед" прекратила выпуск колес Рё объединилась СЃ "Неро Компани". Одновременно фирма "Райли Мотор Манюфэкчуринг" завершила выпуск шасси Рё сконцентрировала усилия РЅР° изготовлении РєСѓР·РѕРІРѕРІ, получив название "Мидленд Мотор Р’РѕРґРё Компани" (Midland Motor Body Company). РќСѓ Р° "Райли Рнджин Компани" начала СЃР±РѕСЂРєСѓ моделей "Райли-17/3РћРќР " РЅР° старых производственных площадях.
Р’ 1919 РіРѕРґСѓ "Райли Лимитед" выпустила модель "10,8РќР ", оборудованную 35-сильным двигателем рабочим объемом 1498 СЃРј3 СЃ боковыми клапанами. Р’ 1923 РіРѕРґСѓ появился ее спортивный вариант "Редуинг" (Redwing). Поначалу Перси Райли решил посвятить себя строительству стационарных Рё судовых двигателей, поэтому фирма "Райли Рнджин" появилась РІ автомобильном секторе лишь РІ 1926 РіРѕРґСѓ, представив вполне удачную машину "9РќР ", или "Наин" (Nine), СЃ двигателем рабочим объемом 1087 СЃРј3, имевшим верхний распределительный вал Рё полусферические камеры сгорания. Компания "Райли Лимитед" переработала мотор своего "10.8РќР ", использовав головку блока цилиндров системы "Рикардо" (Ricardo) тоже СЃ полусферическими камерами сгорания. Новая машина стала называться "11/40РќР ", РЅРѕ РІ 1928 РіРѕРґСѓ ее производство было прекращено. Тем временем "Райли Рнджин Компани" представила три новых варианта модели "Наин": седан "Кестрел" (Kestrel), спортивный "Бруклендс" (Brooklands) Рё "Монако" (Monaco) - РѕРґРёРЅ РёР· первых автомобилей СЃ багажником, доступ РІ который открывался РёР· салона. Р’ 1929 РіРѕРґСѓ РїРѕРґ обозначением "14,6РќР " появился вариант модели "Наин" СЃ 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1633 СЃРј3.
Чтобы упростить сложное взаимодействие между родственными фирмами, РІ 1931 РіРѕРґСѓ "Райли Лимитед" взяла РЅР° себя общее руководство компаниями "Райли Рнджин" Рё "Мидленд". Р’ 30-Рµ РіРѕРґС‹ программа "Райли" пополнилась многочисленными вариантами уже существовавших моделей СЃ 4- Рё 6-цилиндровыми двигателями. Самыми известными среди РЅРёС… стали седан "Фэлкон" (Falcon) СЃ аэродинамическим РєСѓР·РѕРІРѕРј Рё многочисленные спортивные автомобили: "Геймкок" (Gamecock), "Р�РјРї" (Imp), "Спрайт" (Sprite), "Линкс" (Lynx). Главное место занимал престижный двухместный родстер "РњР Рќ", выпускавшийся РІ 1934-1935 годах небольшими партиями. Р’ 1935-Рј "Райли" изготовила несколько образцов более мощного Рё просторного автомобиля "8/90" СЃ 2,2-литровым мотором V8.
В середине 30-х годов фирму начали преследовать серьезные финансовые трудности. В 1938 году она стала собственностью концерна "Нэффилд" (Nuffield). В программе остались лишь три седана с 4-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 1496 и 2443 см3. Под обозначением "RM" они выпускались и после второй мировой войны (вплоть до 1953 года). В 1948 году машины получили независимую подвеску передних колес и обновленные кузова. В 1952 году "Райли" вошла в состав нового британского концерна "Бритиш Мотор Корпорейшн" (British Motor Corporation).
Высокое качество 1,5- и 2,5-литровых двигателей "Райли", разработанных еще в 1926 году, позволило устанавливать их в 1953 году на новые седаны и спортивные машины серий "RME" и "Патфайндер" (Pathfinder). Лишь в 1957-м им на смену пришел новый 6-цилиндровый силовой агрегат рабочим объемом 2639 см
3 от автомобиля "Остин" (Austin). В том же году появился последний оригинальный "Райли-1,5L" - легкий седан с 1,5-литровым двигателем. Затем началась унификация продукции "Райли" с машинами других фирм, входящих в концерн. С начала 60-х годов "Райли" уже не разра