1 2
Запорожье, СССР/Республика Украина, 1960-
Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ) вырос из предприятия по производству сельскохозяйственных машин. В 1960 году он перешел на изготовление микролитражных автомобилей ЗАЗ-965 "Запорожец", конструкция которых была разработана на московском автозаводе МЗМА. Несмотря на то, что в НАМИ уже существовали перспективные микролитражные автомобили, в основу первого "Запорожца" легли конструктивные особенности и форма итальянского ФИАТа-600 (FIAT). 3A3-965 имел несущий двухдверный 4-местный кузов, задний V-образный двигатель воздушного охлаждения, независимую подвеску всех колес, отлитые из магниевого сплава картеры двигателя и коробки передач.
Восемь с лишним лет продолжался выпуск ЗАЗ-965, но уже в 1961 году были изготовлены опытные образцы ЗАЗ-966, спроектированные собственными силами (главный конструктор В.П. Стешенко). Последующие модели представляли собой их эволюцию: ЗАЗ-966 (1969-1971 гг.), ЗАЗ-966В (1966-1972 гг.), ЗАЗ-968 (1971-1975 гг.), ЗАЗ-968А (1974-1980 гг.) и ЗАЗ-968М (1979-1994гг.).
Все они - заднемоторные с V-образным 4-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения, Подвеска передних колес - торсионная с дополнительными пружинами, задних - пружинная. Модели имели максимально унифицированные кузова. Особенности автомобилей: автономный отопитель салона, бездисковые колеса, расположенные в передней части автомобиля бензобак и багажник. На базе всех серийных "запорожцев" выпускались модификации с ручным управлением. Их доля в общем объеме производства была довольно велика - от 25 до 30%. Машины предлагались в нескольких вариантах для инвалидов с дисфункцией одной ноги, обеих ног или одной ноги и одной руки.
Заднемоторное семейство устаревшей концепции еще с начала 70-х годов остро нуждалось в замене. Под руководством В.П. Стешен-ко в 1973 году были спроектированы первые образцы переднеприводного ЗАЗ-1102 "Таврия". Лишь через 15 лет удалось освоить его серийный выпуск. Это вполне современный малолитражный легковой автомобиль, не унифицированный со своими предшественниками. Машина получила новый силовой агрегат жидкостного охлаждения, смонтированный поперечно в передней части кузова. Пятиступенчатая коробка передач обеспечивает хорошие тяговые качества и топливную экономичность. Кузов -3-дверный хэтчбек. Картину дополняют дисковые тормоза передних колес, боковые гнутые стекла, механизм для бесступенчатого регулирования наклона спинок передних сидений, реечный рулевой механизм.
К настоящему времени производство машин ЗАЗ-968М прекращено. Базовая ЗАЗ-1102 "Таврия" выпускается в нескольких модификациях, в том числе и с ручным управлением. Пик производства, достигнутый в 1987 году, - 167 тысяч машин. В ближайшее время планируется начать выпуск 4-дверного седана ЗАЗ-1103 и 5-дверного хэтчбека ЗАЗ-1105. Также ведется подготовка к "отверточной" сборке легковых автомобилей корейской фирмы "Дэу" (Daewoo).