1 2 3
(STUTZ)
�ндианаполис, США, 1911-1935
Гарри Стутц (Harry Stutz) начинал с проектирования гоночных автомобилей на базе моделей фирмы "�деал" (Ideal). В 1911 году он основал собственную компанию, которая через три года заявила о себе, выпустив быстроходный автомобиль "Беаркэт" (Bearcat) с минимальным оснащением: у него были лишь капот, два сиденья, крылья и бачок для бензина; кузов отсутствовал. Недорогой "Беаркэт" очень быстро завоевал популярность. Гоночные исполнения оборудовались форсированными моторами "Висконсин" (Wisconsin) повышенной мощности. Славу "Беаркэта" приумножили победы фирменной команды гонщиков, прозванной "белым эскадроном".
В 1919 году Гарри Стутц покинул основанную им "Стутц Мотор Кар" (Stutz Motor Car) и посвятил себя созданию автомобилей высшего класса, которые продавались под маркой HCS. При проектировании кузовов своих машин он ориентировался на известные в то время автомобили "�спано-Сюиза" (Hispano-Suiza), но рынок остался к его творениям равнодушным. В то время стальной магнат Чарльз Шваб (Charles Schwab) взял фирму "Стутц" под свой контроль и начал выпуск новых легковых автомобилей с 4- и 6-цилиндровыми моторами. Однако больших успехов в производстве автомобилей Шваб не добился и в 1925-м уступил фирму Фредерику Московичу (Frederick Moskovics). Тот пригласил на работу бельгийского конструктора Поля Бастьена (Paul Bastien), ранее работавшего на фирме "Металлюр-жик" (Metallurgique).
Бастьен разработал автомобиль РїРѕРґ названием "Вертикал РР№С‚-РђРђ" (Vertical Eight), оборудованный рядным 8-цилиндровым 92-сильным двигателем СЃ двойным зажиганием. Р’ 1928 РіРѕРґСѓ появилась обновленная серия моделей "Р’Р’", которую заменили более известные машины типа "Рњ", выпускавшиеся РґРѕ 1931 РіРѕРґР°. Р’ 1928 РіРѕРґСѓ Фрэнк Локхарт (Frank Lockhart) РЅР° небольшой гоночной машине "Блэк РҐРѕСѓРє" (Black Hawk) СЃ двигателем рабочим объемом всего 3,1 Р» Рё специальным РєСѓР·РѕРІРѕРј установил абсолютный рекорд скорости РІ 362 РєРј/С‡. Рљ несчастью, РІ РѕРґРЅРѕРј РёР· заездов Локхарт РїРѕРіРёР±. Р’ 1928 РіРѕРґСѓ гонщики Блох Рё Бриссон РЅР° машине "Блэк РҐРѕСѓРє Спидстер" (Black Hawk Speedster) заняли второе место РІ 24-часовых состязаниях РІ Ле Мане, пропустив вперед 4,5-литровый "Бентли" (Bentley).
Р’ 1931 РіРѕРґСѓ РЅР° рынок поступила экономичная машина "Стутц-LA" СЃ 6-цилиндровым мотором, РЅРѕ уже через РіРѕРґ Р·Р° нею последовал РґРѕСЂРѕРіРѕР№ Рё мощный автомобиль "DV-32" СЃ 8-цилиндровым 32-клапанным 156-сильным двигателем СЃ РґРІСѓРјСЏ верхними распределительными валами, способный развивать максимальную скорость 160 РєРј/С‡. РћРЅ также получил название "Беаркэт". Рто была последняя разработка фирмы. Р’ 1935 РіРѕРґСѓ "Стутц" прекратила производство легковых автомобилей, РЅРѕ РґРѕ 1938 РіРѕРґР° собирала небольшие фургоны "РџСЌРє-РР№РґР¶-Кар" (Pak-Age-Car). Р’ техническом отношении это была интересная модель СЃ задним расположением двигателя Рё независимой подвеской колес, права РЅР° производство которой были проданы фирме "ДаймондТ" (Daimond Рў).
В последующие годы энтузиасты не раз пытались возродить марку "Стутц". Например, в 70-80-е годы в США существовала небольшая фирма "Стутц", предлагавшая автомобили высшего класса "Блэк Хоук" на шасси "Понтиака" (Pontiac) с двигателями V8 рабочим объемом 5,0-8,2 л.