РҐСЂРѕРЅРёРєР° 2003 |
Участники 2003 |
Пресса 2003
2.07.2003 Столичная Вечерняя газета
В "Рто РЅРµ автомобиль, если РЅРµ ездит."
В минувшие выходные на площадке за большой спортивной ареной "Лужников" состоялся II фестиваль "Ретро-стиль". Более 40 раритетных автомобилей радовали своими причудливыми формами многочисленных посетителей. Между ними прогуливался нестарый еще корреспондент "Столичной" Александр Лукьянчиков.
Александр Дмшриенко стоит рядом со своим серебристым кабриолетом Mercedes-Benz 300 S, выпуска 1954 г.
— Таких кабриолетов во времена Аденауэра было выпущено всего 200 штук. Он интересен тем, что это переходной вариант: крылья еще сохранились, а фары уже утоплены, "крыло чайки" появится позже. Сейчас такой стоит от 280 до 320 тыс. евро...
Александр Валентинович — директор фестиваля "Ретро-стиль". Одет по старой моде: на нем твидовый костюм, сапоги и клетчатая кепка. Александр Дмитриенко сожалеет, что пока в среде коллекционеров не очень развита культура костюма водителя раритетного авто, соответствующего машине. На фестивале в будущем году он собирается завести костюмную номинацию.
Нынешний фестиваль собрал более 40 только официальных участников и от- личался холодной и дождливой погодой, что отнюдь не ухудшало настроения ни самих участников, ни гостей выставки.
Автобус молодости нашей
— Мы специально приехали из Бибирева с внуками, чтобы посмотреть на автомобили моего детства и юности, — говорит пенсионерка Татьяна �вановна. — Вот на таком автобусе я когда-то сама в школу ездила, - показывает она на квадратный З�С 1954 г. в., - а на этом, помню, дочку возила в "музыкалку".
В высоком ЛАЗ-695 греются и пьют кофе гости выставки. Тем временем оба внука Татьяны �вановны, нацепив настоящие пожарные каски, оседлали красную пожарную машину — ГАЗ-АА "ПМГ-1", или "полуторку". Заводится с полоборота, что по просьбе корреспондента "Столичной" охотно продемонстрировал водитель пожарной машины Евгений Бабурин.
— Пусть мальчишки порадуются, может, пожарными станут или реставраторами, — смеется Евгений Сергеевич. Он состоит в должности заместителя директора музея газеты "Авторевю" и занимается реставрацией с 1978 года. — Работа реставратора интересная. Меня еще со студенческих лет увлекала история автомобиля, особенно нашего, отечественного. Деньги? Я не могу сказать, что мы купаемся в роскоши. Но какая зарплата есть, такая есть.
Почему-то все считают, что если человек занимается реставрацией, то он и ездить должен на старом авто. Старый автомобиль — для развлечения. На нем сейчас ездить невозможно, да и незачем. Ретрокары не соответствуют современным требованиям ни по динамике разгона, ни по тормозной системе, ни по безопасности, ни по экономичности, ни тем более по технологичности. Старые автомобили у меня на работе, а личный — шестилетний "Москвич-2141"...
Вопрос о том, все ли машины в их музее на ходу, вызвал недоумение собеседсобеседника:
- Обижаете... Если он не ездит, это не автомобиль! Вот, например, стоит "Москвич-400/422" с деревянным березовым кузовом, прекрасно ездит с 1949 года с максимальной скоростью 75 км/ч — это же страница истории не только автомобиля, но и нашей страны. В первые послевоенные годы, когда восстанавливалось отечественное автомобилестроение, все пять заводов обеспечить тонким прокатным листом было невозможно. На легковую "Победу" и "Москвич" еще хватило, а на грузовые варианты — нет. Попробовали заменить кузов деревом — получилось. Тогда и прессов достаточной мощности не было, чтобы отштамповать целиком крышу. Поэтому крыша мягкая: деревянный каркас, рогожа, ватин, а сверху — дерматин. �зготовить деревянную деталь, у которой три степени кривизны, просто скопировав внешний вид, невозможно. А мы сделали, потому что удалось найти чертежи, — поясняет Евгений Сергеевич. — Всего деревянных машин было выпушено 15 тыс. штук, а на сегодня живых — 5—6 на всю Россию.
�ли вон тот, сине-черный "Фиат-1100". Тоже достаточно интересная модель. Редкая версия, с индексом L, то есть удлиненная, лимузин. По кузовной классификации лимузином называется только тот автомобиль, где есть стеклянная перегородка, отделяющая пассажира от водителя. Машина эта после войны прибыла из Венгрии и была у нас в стране частным такси.
Ни один музей в мире не является самоокупаемым, все они предприятия затратные, живущие на спонсорские деньги. Даже музей трех бельгийских миллионеров AUTO-World содержится на деньги от лотереи, авиалиний и завода по производству пластмассовых изделий. У нас, кроме музея, в ангарах стоят еще около 60 машин, и жизни не хватит, чтобы их поднять.
ГАЗ-21 до последней гайки
Рамазан Гериев приехал на фестиваль из Кабардино-Балкарии со своей женой Александрой. Он — владелец редчайшего экземпляра "Волги" ГАЗ-21, изготовленной в 1961 году и сохранившейся до последней гайки.
— Машина все 42 года простояла в гараже, на консервации, — говорит Рамазан. — А в прошлом году я ее купил по случаю за $15 тыс. У нас в Нальчике она единственная такая, и потому меня весь город знает.
Рамазан услышал о фестивале случайно, быстро собрался и выехал в Москву, позвонив учредителям уже с дороги: мол, еду к вам! Те схватились за голову: доедет — не доедет... Доехал!
Покупая РґРѕСЂРѕРіРѕР№ раритет, РѕРґРёРЅ вкладывает деньги, чтобы получить прибыль, СЃРѕ временем перепродав машину. Другой берет металлолом Рё превращает его РІ коллекционный экземпляр, потратив РїРѕСЂРѕР№ РЅРµ РѕРґРёРЅ РіРѕРґ. РљСЂРѕРјРµ того, есть Рё переходная категория, РєРѕРіРґР° автомобили собирают РЅР° заказ, чтобы потом продать. Рто уже отдельный Рё очень прибыльный бизнес. РќР° Западе РѕРЅ очень развит. Рђ РІ Р РѕСЃСЃРёРё РѕРґРёРЅ РёР· самых СЏСЂРєРёС… представителей такого бизнеса — Центр реставрации "Молотов-гараж". Занимается исключительно "имперскими лимузинами". Среди прочих "Молотов-гараж" выставил РЅР° фестиваль "Чайку-кабриолет", ГАЗ-13Р‘, 1967 РіРѕРґР° выпуска, РёР· кремлевской конюшни СЃ весьма впечатляющей РїРѕ тем временам "начинкой": устройство автоматического открывания тента Рё электрические стеклоподъемники РІ конце 60-С… РІ СССРбыли делом невиданным. Рђ РЅР° идеально восстановленном Р—Р�РЎ-110 накануне проехался РјСЌСЂ РњРѕСЃРєРІС‹ Юрий Лужков.
�з разговора с мастерами выяснилось, что достичь полной аутентичности в отечественной автореставрации невозможно. Потому что в большинстве случаев отсутствуют не только сами детали, но и техническая документация на них.
- Рто для иномарок РІСЃРµ можно заказать РїРѕ каталогу, Р° РЅР° эти же машины нет ничего! — РіРѕРІРѕСЂРёС‚ сотрудник "Молотов-гаража" Евгений Симантовский. — РќРѕ РјС‹ беремся! Можно смело сказать, что РЅР° сегодняшний день РјС‹ лидеры отечественной реставрации, Р° РІ общемировом рейтинге — РіРґРµ-то РІ первой десятке.
На реставрацию люди легко отдают большие деньги
Проще всего восстанавливать иномарки. Как сказал тот же сотрудник "Молотов-гаража", чтобы вернуть к жизни "убитый" SAAB-99 1970-х годов, потребуется всего порядка $7—8 тыс. Нужно просто поехать в Швецию, заказать на "Саабе" нужные комплектующие и грамотно их установить. Кроме того, очень легко в аутентичном виде восстанавливать наши "Победы".
- Для нее есть на рынке абсолютно все до последней хромированной деталюшечки! Я знаю людей, которые вместе с покраской "умещались" тысяч в пять. В клубе "Молотов-гараж" это выйдет значительно дороже.
В принципе мы возьмемся восстановить даже "копейку" — без проблем! Она будет с кожаным салоном, с индивидуально полированными стеклами по кругу, с покраской лучшими красками от лучших производителей и по строжайшей технологии. Только и вы будьте готовы расстаться с $10—12 тыс., — продолжает Евгений Симантовский. — Ведь все наши машины по выходе из мастерской имеют пожизненную гарантию, и мы себе не можем позволить недочета в работе ни на каком этапе. Человек с большими деньгами легче расстается, восстанавливая дорогой автомобиль. Поэтому в основном мы и занимаемся представительским классом.
Старинные машины — вообще увлечение не для бедных. Вот у коллекционера Григория Березкина около 20 редких автомобилей, среди них — недавнее приобретение, спортивный Aubern Speedster Boattail 1932 года, только что отреставрированный в Англии. Узнать хотя бы приблизительную стоимость раритета не удалось. Механик Алексей был категоричен: "Мы не на рынке!"
А Павел Титов, владелец отреставрированного там же в Англии "Шевроле" 1949 года, не стесняется. Вместе с доставкой в Москву, однокамерным карбюратором, а также однодолларовой банкнотой 1934 года, найденной под сиденье во время реставрации, машина обошлась хозяину в $25 тыс.
Красивее "реплик"
З�С-101 всю жизнь работал "таксомотором". Сейчас он — один из экспонатов музея Московского такси 19-го таксомоторного парка.
—Всего у нас 12 оригинальных машин, — говорит работник музея Алексей (вообще - таксист, а реставрация - его хобби). - Например, ГАЗ-А. �з приборов на панели ГАЗ-А выпуска 1932 года — только амперметр и огромный механический таксометр в углу лобового стекла, на котором надпись "свободно". Заводится кнопкой стартера с полоборота.
Домохозяйка Катя задумчиво рассматривает огромный З�С-101:
—Я думаю, каждый хотел бы иметь такую машину, чтобы удивлять всех вокруг! Мне бы такая и в хозяйстве пригодилась: в магазин, на рынок съездить. Но особенно мне понравился "Ягуар-ХК120" 1949 года. Какая красота!
Самый забавный автомобиль выставки — красный кабриолет BMW-DA2 Dixi 1928 РіРѕРґР°. Его 15-сильный мотор развивает скорость 75 РєРј/С‡. Рто РѕРґРЅР° РёР· первых моделей баварского концерна.
—Когда ее приобрели, РѕРЅР° была РІ плачевном состоянии, пришлось над ней поработать, — рассказывает Александр Конопля, член Клуба родстеров Рё кабриолетов. — Р’ нее вложили $7 тыс. РїРѕ моторной части столько же РїРѕ РєСѓР·РѕРІРЅРѕР№. Таких машин больше нет, Рё РјС‹ ею РіРѕСЂРґРёРјСЃСЏ. РћРЅР° РІСЂРѕРґРµ такая смешная. Кто ее РЅРё СѓРІРёРґРёС‚ — РІСЃРµ улыбаются. Рђ СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, демонстрирует, как развивалась мысль человеческая. Есть Сѓ нас еще Dixi DA-3. РўР° вообще красавица! Рто ведь РЅРµ "реплики" (автомобили, восстановленные РїРѕ фото, рисункам Рё РїСЂРѕС‡. — РџСЂРёРј. "Столичной"). Есть очень интересные модели, Рё РјС‹ Рѕ себе заявим, как только построим реставрационный центр СЃ шоу-СЂСѓРјРѕРј РЅР° 6 машин. РџРѕРєР° Сѓ нас РїРѕСЂСЏРґРєР° 40 машин, Рё встречаются такие раритеты!.. РџРѕ весне планируем запустить строительство центра — так что приходите, будем рады.