РҐСЂРѕРЅРёРєР° 2003 |
Участники 2003 |
Пресса 2003
30.06.2003 Время новостей - Машины времени
Все машины стареют, но не все становятся "ретро"
Ветреным и пасмурным воскресным днем на Престижной аллее стадиона "Лужники" прошел второй московский фестиваль "Ретро-стиль". Более 40 автомобилей всех времен и народов — кто своим ходом, а кто и на трейлерах — было выставлено на суд общественности.
Вымытые и отполированные, блестящие хромом и скрипящие кожей сидений, глухо рычащие и безмолвные машины подверглись тщательному осмотру и фотографированию. Несмотря на непогоду, посмотреть на настоящую красоту народу собралось немало.
В огромном и многообразном автомобильном мире увлечение ретро-стилем отмечено в трех случаях. Для развитых стран ретро-автомобили — часть очень дорогого и престижного антикварного бизнеса. Старинные машины продают в Нью-Йорке и Лондоне, Токио и Париже. "Кристис", "Сотбис" — названия известные широкой публике, как аукционы, торгующие произведениями искусства. Так вот, время от времени они превращаются в самые настоящие автосалоны. Миллионных автолотов пока еще не наблюдалось, но суммы от 100 до 600 тыс. долларов за автомобиль — дело для подобных мест совершенно обычное. Кроме того, существует множество автомузеев, проводятся автофестивали, автопробеги и различные слеты. Ретро-мода, ретро-шик, ретро-стиль.
РџРѕРґС…РѕРґ второй, СЃСѓРіСѓР±Рѕ утилитарный, характерен для стран Ближнего Востока Рё Средней РђР·РёРё. Здесь ретро — активный участник общего дорожного движения. Автомобили бородатых РіРѕРґРѕРІ перевозят зелень, овец, пассажиров Рё наравне СЃРѕ всеми остальными дымящими собратьями участвуют РІ дорожно-транспортных происшествиях. Ртот дорожный антиквариат таковым РЅР° самом деле никем РёР· местных РЅРµ признается. Машина РЅР° С…РѕРґСѓ, существует развитая сеть умельцев, способных изготовить любую запчасть. Рђ потому это просто машина, содержание которой обходится владельцу значительно дешевле, чем РїРѕРєСѓРїРєР° РЅРѕРІРѕР№.
Третий случай — Р РѕСЃСЃРёСЏ. Р�, как всегда, случай особый. Р’ прежние РіРѕРґС‹ восстановление раритетных авто РІ нашей стране вообще смело можно было Р±С‹ назвать извращением. Ртакое садо-мазо автомобильного сообщества. Рђ как назвать иначе? Обычные наши сограждане, РїРѕ РёСЂРѕРЅРёРё СЃСѓРґСЊР±С‹ обнаружившие РЅР° соседней СЃ микрорайоном свалке ржавый остов какого-РЅРёР±СѓРґСЊ "Форда-V8" 1938 РіРѕРґР° выпуска, начинали кардинальный передел жизни. Своей, Р° также родных Рё близких. Бросали университетские кафедры Рё строительные площадки, снимали СЃРѕ сберкнижки Рё непонятно РєСѓРґР° тратили РІСЃРµ семейные деньги, неделями поодали РІ технических бибные забывали дату рождения дочери, РёРјСЏ жены, обрастали бородами Рё теряли РґРІРµ трети словарного запаса.
Р�тог всех мучений — стоящий РІРѕ РґРІРѕСЂРµ, РІРєСѓСЃРЅРѕ пахнущий бензином, очень красивый, РЅРѕ РїСЂРё этом РЅРµ регистрируемый РЅРё РѕРґРЅРёРј РњР РРћ ГАР�, Р° потому абсолютно невыездной автомобиль, себестоимость которого Рє моменту завершения работ зашкаливала Р·Р° стоимость РґРІСѓС… новеньких "Волг".
Смысл? Смысл в осуществлении мечты. �меть уникальную вещь. Пусть даже ценой достатка. С сомнительной перспективой участия в съемках какого-нибудь исторического фильма.
Теперь на ретро-автомобилях разъезжают мэры, во время городских праздников и звезды эстрады, желающие выделиться из ряда похожих коллег, старинные автомобили становятся элементом дизайна престижных офисов и предметом особой гордости богатых людей.
Конечно, от прежних времен остались еще мамонты типа Е.Б. Потокина, владельца замечательного "Мерседеса М-230 пульман-лимузин" 1938 года выпуска. Свой автомобиль, кстати, очень показательно — единственный в семье, Евгений Борисович — бывший кузовной конструктор З�Ла, а теперь художник, начал восстанавливать еще в 1982 году. Работал восемь лет. Подвеска, кузов, салон, уникальная операция по заварке размороженного чугунного блока — все сам, все, что называется, на коленке. В 1990 году Потокина пригласили принять участие в автопробеге Москва—Барселона. Туда и обратно "М-230" добрался своим ходом. Без единой поломки. �з 14 участников автопробега домой вернулось только восемь машин. Остальные были весьма выгодно проданы и обогатили своих владельцев. Евгений Борисович остался со своим авто и до сих пор ходит в костюме образца 80-х.
Но подобное уже редкость. На авансцену вышли разнообразные автомобильные клубы. Не те, старые, по интересам, субсидируемые райкомом партии и объединявшие пенсионеров, волею судеб ставших владельцами старых авто и кучкующихся в поисках дефицитных деталей. Клубы новой формации. Участвующие в международных аукционах, имеющие возможность не только продавать, но и покупать весьма интересные экземпляры.
Так, на фестивале "Ретро-стиль" посетители смогли увидеть "Дикси 3/15" 1929 года выпуска, маленький синий автомобильчик, интересный тем, что со второй половины 1929 года он поменял название и превратился в "БМВ-3/15", став таким образом родоначальником всех нынешних, таких модных и популярных в широких слоях международной общественности "бимеров", "буме родстер" с алюминиевым кузовом, способный в свои-то годы разогнаться до скорости 203 км/ч. Куплен на аукционе в Париже. А теперь он в Красногорске, в клубе родстеров и кабриолетов.
Красивые машины. Красивые истории. "Делае-су-перспорт" 1935 года выпуска — настоящий спортивный автомобиль, участник Гран-при Rally Alpin, принадлежал когда-то знаменитому французскому гонщику Рене Дрейфусу. Разгон с места до 100 км/ч за 9,9 сек. впечатляет любителей горячих авто и сейчас.
Да. Теперь автораритеты, попадающие на выставки (а их в год по стране случается более сотни), — это все чаще не злой волей фашистских оккупантов или росчерком пера наркомов попавшие на нашу почву заморские механизмы, а высококачественные антикварные товары, с правильными сертификатами и лицензиями. Потому что есть покупатель, и это, между прочим, еще раз свидетельствует о неуклонном росте благосостояния россиян.
Но что мы все про деньги? Такая выставка, кроме всего прочего, это же еще и история. В чистом виде.
"Газ-А" — первый советский легковой автомобиль. Собирался по лицензии фирмы "Форд". "ГАЗ-А" — не каждый и представит, что это такое, а сказать, что это тот самый "Форд-Т" — сразу встает перед глазами картинка из гангстерского фильма. Аль Капоне, Бонн и Клайд, грабежи, перестрелки. Чужая, а от того вдвойне увлекательная история.
"З�С-101" — снова первый, на этот раз первый советский автомобиль представительского класса. Огромный, черный. Возил больших начальников, а в качестве такси обслуживал маршрут Москва—Симферополь.
А еще на фестиваль приехали автобусы, какие колесили по стране в 40-х и 50-х. Большинство из нас видело их только в старых фильмах. А здесь в него можно забраться, посидеть на жестких сидениях, повертеть руль и нажать на клаксон. "Уралзис", "З�Л-158" и "З�С-154" на 36 посадочных мест с обозначенным маршрутом под стеклом "М. "Сокол" — Красногорск". Трогательно.
Фестиваль удался. Довольны зрители. Довольны участники. Кто-то заключил договор с рекламной фирмой, кто-то нашел покупателя на "Опель-адмирал" 1938 года, а кто-то подрядился в течение шести месяцев возить свадьбы за 70 долларов в час. Жизнь продолжается!1 � есть, наверное, смысл повнимательнее приглядеться к своей "шестерке". Перестать клясть ее и подумать о том, что через 50 лет она тоже станет "ретро"...