1 2
(SALMSON)
Париж, Франция, 1921-1957
Рмиль Сальмсон начал СЃРІРѕСЋ карьеру РІ авиационной промышленности. РћРЅ приобрел лицензию РЅР° строительство звездообразных двигателей типа "Кантон-Юнн" (Canton-Unne) Рё основал фирму, выпускавшую 7- Рё 9-цилиндровые авиамоторы. Р’Рѕ время первой РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ Рмиль Сальмсон умер, РЅРѕ его дело продолжили сыновья, решившие РІ 1919 РіРѕРґСѓ переключиться РЅР° автомобильное производство.
Первый "Сальмсон" оказался лицензионной копией легкой спортивной машины английской фирмы "Джи-РРЅ" (GN). Р’ 1921 РіРѕРґСѓ представили автомобиль собственной конструкции СЃ 4-цилиндро-вым двигателем РІРѕРґСЏРЅРѕРіРѕ охлаждения рабочим объемом 1086 СЃРј3, который разработал Рмиль Пети (Emile Petit), РІРѕ время РІРѕР№РЅС‹ занимавшийся строительством аэропланов. Особенностью двигателя модели стали полусферические камеры сгорания Рё механизм газораспределения СЃ РѕРґРЅРѕР№ штангой толкателя РЅР° цилиндр, которая РїСЂРё движении РІ РѕРґРЅСѓ сторону приводила РІРїСѓСЃРєРЅРѕР№ клапан, РїСЂРё обратном С…РѕРґРµ - выпускной. РЎ двигателем блокировалась механическая 3-ступенчатая РєРѕСЂРѕР±РєР° передач. Цепной РїСЂРёРІРѕРґ задних колес, примененный РЅР° первой машине, заменили карданной передачей.
Одновременно Пети форсировал двигатель с верхним распределительным валом. На автомобиле, оснащенным этим мотором, в 1921 году гонщик Андре Ломбар (Andre Lombard) завоевал Большой приз среди "вуатюреток" в Ле Мане. В знак признания его заслуг, машина получила обозначение "AL" и с 1922 года стала основной в программе "Сальмсон". В 1923 году фирма приняла решение начать серийное производство нового двигателя рабочим объемом 1194 см3 с двумя верхними распределительными валами, который устанавливался на более прочное шасси "Сальмсон-D" ("10CV") с подвеской заднего моста на двух четвертьэллип-тических рессорах.
Р’ 1925 РіРѕРґСѓ РЅР° базе модели "AL" появилась спортивная машина "VAL-3" СЃ передней подвеской РЅР° полуэллиптических рессорах. Р’ следующем РіРѕРґСѓ ее шасси было усилено, установлены передние барабанные тормоза Рё новый задний ведущий РјРѕСЃС‚ СЃ дифференциалом. Рта конструкция стала РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ еще РґРІСѓС… спортивных автомобилей - "Сальмсон-GS" ("Гран РЎРїРѕСЂС‚") СЃ 3-ступенчатой РєРѕСЂРѕР±РєРѕР№ передач Рё "GSS" ("Гран Супер РЎРїРѕСЂС‚") СЃ 4-сту-пенчатой РєРѕСЂРѕР±РєРѕР№ передач.
Осенью 1929 года "Сальмсон" выпустила серию легковых автомобилей "S-4" с 1,3-литровым двигателем с чугунным блоком цилиндров и двумя верхними распределительными валами. Кузова новых машин оказались слишком тяжелыми, и потому рабочий объем мотора модели "S-4C" 1931 года увеличили до 1465 см3, "S-4D" 1936 года - до 1595 см3. Обе машины выпускались также английским филиалом "Бритиш Салмсон" (British Salmson) в 1934-1939 годах. В 1937 году на длиннобазной модели "S-4DA" рабочий объем мотора возрос до 1730 см3. Ее развитием стала "S4-61". В том же году на автомобиле "S-4Е" рабочий объем двигателя достиг величины 2320 см3. В Англии подобный автомобиль типа "20/90НР" оснащался 6-цилиндровым мотором в 2590 см3, но был выпущен в очень небольшом количестве.
После РІРѕР№РЅС‹, РІ 1947 РіРѕРґСѓ "Сальмсон" возобновила выпуск моделей "S4-61" Рё "S-4E". Рто были слегка переработанные варианты 1939 РіРѕРґР°. Р’ 1951 РіРѕРґСѓ фирма показала седан "Рандоннэ"(Randonnee) СЃ 2,3-литровым двигателем. Р’ 1951 РіРѕРґСѓ "Сальмсон" разработала новый 4-цилиндровый двигатель рабочим объемом 2217 СЃРј3 СЃ алюминиевыми блоком цилиндров Рё головкой блока Рё РґРІСѓРјСЏ верхними распределительными валами. Его устанавливали РЅР° седаны Рё кабриолеты новых серий "G-72" Рё "Р•-72", Р° также РЅР° спортивный "G-85". Специальные варианты "G-85" одержали немало побед РЅР° этапах ралли 1953-1954 РіРѕРґРѕРІ. Р’ 1955 РіРѕРґСѓ представили элегантный кабриолет "Сальм-СЃРѕРЅ-23005", оснащенный 2,3-литровым двигателем РІ 110 Р».СЃ. РћРЅ развивал максимальную скорость 180 РєРј/С‡. Р’ 1956 РіРѕРґСѓ предполагалось запустить РІ производство модификацию серии "G-72" СЃ увеличенной колесной базой Рё новым 4-дверным РєСѓР·РѕРІРѕРј, однако РѕРЅР° так Рё РЅРµ увидела свет. Устаревший конструкции машин снижали СЃРїСЂРѕСЃ. Р’ 1957 РіРѕРґСѓ фирма отказалась РѕС‚ дальнейшего выпуска автомобилей.