1 2
РњРѕСЃРєРІР°, РЎРЎРЎР /Р РѕСЃСЃРёСЏ, 1927-
Научный автомобильный Рё автомоторный институт (РќРђРњР�) основан РІ 1918 РіРѕРґСѓ. Рто был крупный исследовательско-конструкторский центр. Там, РІ частности, разработали конструкцию малолитражного автомобиля, который приняли Рє производству РЅР° РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј заводе "Спартак" (бывшая автомобильно-экипажная фабрика Петра Р�льина). Завод играл роль производственной базы института. РљСЂРѕРјРµ экспериментальных машин завод СЃ 1927 РїРѕ 1931 РіРѕРґ выпускал легковую машину РќРђРњР�-1 (изготовлено 400 штук). Впоследствии "Спартак" отошел Рє авиационной промышленности Рё Рє автомобилям отношения РЅРµ имел.
Что же касается собственно института, то его сотрудники создали не только малолитражку НАМ�-1, но также дизели, тракторы, аэросани, троллейбусы, всевозможные вездеходы, автобусы и много других интересных конструкций. В послевоенные годы НАМ� вел обширные работы по газотурбинным, дизельным, паровым автомобилям, электромобилям, плавающим и вседорожным машинам. Уже в 60-е годы НАМ� стал главным и достаточно крупным центром автомобильной науки. Ряд созданных им машин после доводки и испытаний был принят к серийному производству.
К наиболее известным опытным разработкам НАМ� послевоенного времени следует отнести заднемоторный автомобиль вагонной компоновки НАМ�-013 (1949 год), серию легковых и грузопассажирских микроавтомобилей "Белка" 50-х годов, созданных при участии конструктора и дизайнера Ю. А. Долматовского, а также первый советский переднеприводный легковой НАМ�-1101 (1969 год), малогабаритные машины "Дебют" и "Компакт" конца 80-х, перспективный универсал повышенной вместимости "Компи" (1992 год). С начала 90-х годов отдельные подразделения НАМ� занимаются постройкой тюнинговых моделей.