1 2
�жевск, СССР/Россия, 1966-
Оружейный комбинат "�жмаш" в городе �жевске с 1929 года занимается производством мотоциклов. В декабре 1966 года он организовал отверточную сборку автомобилей "Москвич-408", а затем и собственное производство седана "Москвич-412" и фургона "Москвич-434" (с 1968 года), 5-дверного универсала �Ж-2125 (с 1973 года) и фургона �Ж-2715 (с 1972 года). Все машины разработаны на "�жмаше", но являются модификациями "Москвича-412". Масштабы производства в период расцвета составляли 180 тысяч машин в год.
Автомобили "�жмаша" в основном поставлялись на внутренний рынок и практически неизвестны за рубежом. Ограниченные финансовые возможности диктовали выпуск технически устаревших моделей на протяжении двух десятилетий. Однако опытных образцов, созданных самостоятельно, насчитывалось немало. Среди них - вседорожные автомобили, фургоны, седаны. Все они, тем не менее, выполнены по классическим компоновочным схемам, и даже последняя модель �Ж-2126 "Орбита" сохранила переднее расположение силового агрегата и привод на задние колеса.
Собственного производства двигателей, коробок передач, рулевых механизмов и других узлов "�жмаш" не имеет и кооперируется с другими заводами. Фактически он изготовляет только кузова, ряд второстепенных деталей и узлов и осуществляет общую сборку. В последние годы "�жмаш" ведет переговоры с рядом зарубежных фирм о производстве в �жевске их легковых автомобилей.