(SPA)
Турин, �талия, 1906-1926
В 1906 году Маттео Чейрано (Matteo Ceirano) покинул созданную им же двумя годами ранее фирму "�тала" (Itala) и совместно с Микеле Ансальди (Michele Ansaldi) основал новую - "Пьемонтское автомобильное общество Ансальди-Чейрано" (Societa Piemontese Automobili Ansaldi-Ceirano, SPA) с капиталом в 1 миллион лир. В Баррьера ди Крочетта, близ Турина, на площади 12 гектаров началось строительство нового завода. В начале 1907 года на фирме уже работало 300 человек, собиравших около 300 машин в год.
Первые машины СПА типа "28/40НР" и "60/70НР" представили еще в 1906 году до окончания строительства завода. На них установили 4- и 6-цилиндровые двигатели с боковыми клапанами рабочим объемом соответственно 7785 и 11677 см3, а также карданную передачу. Автомобили предлагались со стандартной (3100 мм) и удлиненной базой (3300 мм). Среди итальянских машин они выделялись высоким качеством, что сказалось на стоимости: только одно шасси стоило около 26 тысяч лир. Естественно, в 1907 году, когда �талию потряс экономический кризис,особого спроса они не имели.
Р’ 1907 РіРѕРґСѓ РЎРџРђ присоединила Рє себе небольшую фирму ФЛАГ (FLAG). Спустя РіРѕРґ финансовая ситуация значительно улучшилась. Правление компании переехало РІ Геную, РЅРѕ производство осталось РІ Баррьера РґРё Крочетта. Достаточно устойчивое положение позволило создать отдел проектирования авиационных двигателей. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ РёС… конструкции лежали идеи инженера Аристида Фаччиоли (Aristide Faccioli), разработавшего впоследствии двигатель типа "Рђ-6". Ртот агрегат РІРѕ время первой РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ устанавливался РЅР° самолеты РЎР’Рђ (SVA). Специалисты авиационного отделения занимались форсиров-РєРѕР№ двигателей. Мощные моторы предназначались для гоночных автомобилей, успешно выступавших РІ СЂСЏРґРµ соревнований.. Например, РІ 1908 РіРѕРґСѓ автомобиль "РЎРџРђ-28/40РќР " успешно преодолел расстояние РѕС‚ РўСѓСЂРёРЅР° РґРѕ Санкт-Петербурга, Р° потом участвовал РІ РіРѕРЅРєРµ Петербург-РњРѕСЃРєРІР°, РіРґРµ занял второе место. Год спустя барон Чуппа РЅР° модели "28/40РќР " выиграл РіРѕРЅРєСѓ "Тарга Флорио". РќР° такой же машине Леонино РґР° Дзара РїРѕР±РёР» рекорд скорости РЅР° дистанции РІ 1 милю.
В 1909 году была представлена модель "10/12НР" с 15-сильным двухцилиндровым двигателем рабочим объемом 1727 см3 и 3-сту-пенчатой коробкой передач -самая компактная машина, когда-либо построенная на фирме СПА. Год спустя появилась модель "25/ЗОНР" с 4-цилиндровым мотором в 4398 см3 мощностью 30 л.с., которая выпускалась до 1916 года. В годы войны СПА изготовляла грузовики и авиационные двигатели.
Незадолго до войны, руководящий состав СПА изменился: в 1911 году ушел в отставку Микеле Ансальди, через 4 года за ним последовал Маттео Чейрано. По окончании войны СПА вновь приступила к производству легковых автомобилей. Фирма сосредоточилась на выпуске моделей "14/16НР" (1847 см3, 20 л.с.) и "25/ЗОНР".
13 февраля 1923 года правление СПА вернулось в Турин. С этого момента начался наиболее известный, но очень короткий период в истории фирмы. Тогда были разработаны удачные спортивные машины. СПА-23 оборудовали 4-цилиндро-вым двигателем рабочим объемом 2774 см3 мощностью 50 л.с. Легковой "Типо-24" и его спортивный вариант "24S" оснащались 6-ци-линдровым мотором в 4426 см3 с двумя верхними распределительными валами, 4 клапанами на цилиндр и двойным зажиганием. СПА-25 с 4-цилиндровым 40-сильным мотором в 4398 см3 стал последним автомобилем, который фирма построила самостоятельно. Вскоре большинство ее акций перешло к машиностроительному предприятию Джованни Ансальдо (Giovanni Ansaldo). Новый хозяин отказался от автомобильного производства.
В 1926 году фирма СПА вошла в состав концерна Ф�АТ (FIAT) и наладила выпуск армейской техники и грузовиков. �х производство продолжалось и во время второй мировой войны. Заводы фирмы подверглись сильным бомбардировкам 18 и 20 ноября 1942 года. После войны СПА (до 1947 года) изготовляла грузовые автомобили.
|
РЎРџРђ-24 S
|
РЎРџРђ-245 (1922) |
Двигатель: |
рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: |
85 С… 130 РјРј |
Рабочий объем: |
4426 СЃРј3 |
Мощность: |
90 Р».СЃ. |
Коробка передач: |
механическая 4-ступенчатая |
Рама: |
лонжеронная |
Подвеска: |
на полуэллиптических рессорах |
РўРѕСЂРјРѕР·Р°: |
барабанные всех колес |
РљСѓР·РѕРІ: |
открытый 2- или 4-местный |
Максимальная скорость: |
125 РєРј/С‡ |