(NAGANT)
Льеж, Бельгия, 1899-1927
Леон Наган (Leon Nagant), один из известных оружейников Бельгии, в 1896 году на своем заводе в Льеже построил автомобиль с 2-цилиндровым мотором, спроектированный Раулем де Мезом (Raoul de Meuse). Однако прототип не пошел в серийное производство. Наган изготовил еще несколько образцов. В 1899 году он решился приступить к лицензионному производству машин с оппозитным двигателем фирмы "Гоброн-Брийе" (Gobron-Brillie). В 1900 году предприятие получило название "Фабрика братьев Наган по производству оружия и автомобилей", руководство которой было доверено брату Леона - Морису (Maurice).
Когда производство устаревших машин Тоброн" утратило смысл, Наган начал лицензионный выпуск модели "Ля Локомотрис" (La Locomotrice) французской фирмы "Роше-Шнейдер" (Rochet-Schneider). В 1904-1905 годах их изготовили 200 штук. По окончании срока действия соглашения Наган принял решение о производстве собственного автомобиля. Заказ на его разработку получил немецкий инженер Эрнст Валентин (Ernst Valentin). В 1906 году появились первые модели "35/40CV" с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 6872 см3 и цепным приводом ведущих колес, а затем и более легкая "20/30CV" с мотором в 4589 см3. В 1908 году было освоено производство модели "14/16CV" с 3-ступенчатой коробкой передач и карданной передачей в трансмиссии. С этого же года машины "Наган" собирались по лицензии во Франции и Германии, где они продавались под названием "Хексе" (Нехе). В 1911 году все "наганы" стали оснащаться карданной передачей, а через год появилась экономичная модель "10/12CV". В 1913 году в программу входило 6 машин: "Тип 8000 10/12CV" (1816 см3), "Тип 7000-I 14/16CV" (3954 см3), "Тип 7000-И 18/24CV" (3308 см3), "Тип 9000 20/28CV" (3817 см3), "Тип 6000-I 24/30CV" (4589 см3) и "Тип 6000-И 30/40CV" (5297 см3). В 1914 году появилась еще одна новинка - модель "20/25CV" с моноблочным двигателем в 4563 см3. Этот мотор имел гоночный вариант в 4433 см3 с двумя верхними распределительными валами.
Во время войны Наган отказался работать на оккупационные власти, а когда в 1919 году на фирму вернулись прежние владельцы, они увидели, что все производственное оборудование исчезло. Выпуск автомобилей удалось возобновить только в 1920 году, причем собиралась только одна довоенная модель "2000" с 3-литровым мотором с боковыми клапанами. В 1921 году "Наган-2000" был модернизирован, а его двигатель оснащен верхнеклапанным механизмом газораспределения и съемными головками блоков цилиндров. Он оставался в производстве до 1922 года.
В конце 1921 года были представлены новые модели "10CV" и "15CV" с 2,0- и 2,2-литровыми моторами. Позднее "11CV" заменил "10CV". Однако в 1923-м в производстве остался лишь "15CV", имевший обозначение "Наган-10ООС". Хорошие скоростные качества автомобили этой модели продемонстрировали в гонке на Большой Приз Спа в 1925 году в классе машин с рабочим объемом двигателя до 3 л. Они заняли первое и второе места. В декабре 1925 года "Наган" представила на салоне в Брюсселе модель "20CV" с 6-цилиндровым двигателем в 2931 см3, через год появилась аналогичная машина меньшего размера с объемом мотора в 1983 см3. Последним автомобильным достижением "Наган" стал 1,5-литровый мотор с нагнетателем и литровой мощностью до 42 л.с./л, дебютировавший в 1927 году на Парижском автосалоне. Его разработали инженеры Ханок (Hanocq) и Девандр (Dewandre). Однако этот двигатель так и не был запущен в производство. Вскоре "Наган" была куплена фирмой "Империя" (Imperia), а затем перепродана компании FN.
|
Наган-1000С
|
Наган-10ООС (1923) |
Двигатель: |
рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: |
75 х 120 мм |
Рабочий объем: |
2120 см3 |
Мощность: |
35 л.с. |
Коробка передач: |
механическая 4-ступенчатая |
Рама: |
лонжеронная |
Подвеска: |
на полуэллиптических рессорах |
Тормоза: |
барабанные всех колес |
Кузов: |
торпедо или седан |
Максимальная скорость: |
95 км/ч |