КЛЕМАН-БАЙЯР
До того, как Адольф Клеман (Adolphe Clement) начал строить автомобили, он занимался продажей велосипедов и шин. Первые собственные легкие автомобили француз разработал в конструкторском бюро фирмы "Панар-Левассор" (Panhard-Levassor), но построены они были в Шотландии на фирме "Стерлинге" (Stirlings). Эти модели оснащались одноцилиндровыми моторами "Де Дион" (De Dion) заднего расположения мощностью 2,5 и 3,5 л.с. В 1901 году программа расширилась за счет более совершенных моделей с 2- и 4-цилиндровыми моторами мощностью 9 и 16 л.с. Они отличались от моделей фирмы "Гладиатор" (Gladiator), в разработке которых Клеман принимал участие, карданной передачей привода задних колес вместо цепного привода.
В 1903 году Клеман решил отделиться от своих компаньонов и начать собственнное дело. Первые автомобили, носившие имя "Клеман-Гладиатор", оставались в основном прежними "гладиаторами". Потом Клеман модернизировал их и выпускал под маркой "Клеман-Байяр", использовав имя легендарного рыцаря XVI века Байяра, сыгравшего важную роль в освобождении города Мезьера на северо-востоке Франции, родины Клема-на. С 1903 года их собирали также в Англии на фирме "Клемент-Тэлбот" (Clement-Talbot).
В 1904 году "Клеман" выпускала уже целую гамму машин - от легкой "6CV" с одноцилиндровым мотором до моделей "14 CV", "20CV" и "27CV" с 4-цилиндровыми двигателями. Через три года модель "6CV" уступила место "7/10 CV", a самой мощной машиной стала "50/60 CV" с цепным приводом. На "10/12 CV" с 4-цилиндровым мотором было введено водяное охлаждение, которое с 1914 года стало обычным и на других двигателях. В 1911 году цепной привод ведущих колес заменили карданным. В том же году появились модели "15CV", "20CV" и "30CV" с 3-цилиндровыми двигателями, которые экспортировались в Англию под маркой "Клемент-Тэлбот". В 1912 году "Клеман" выпускала большую гамму автомобилей - 12 моделей от "12CV"flo"30CV". После войны программа сократилась до одной легкой машины "8CV". В 1922 году Клеман прекратил производство и продал свой завод в Леваллуа фирме "Ситроен" (Citroen).
|
Клеман-Байяр 7CV
|
Клеман-Байяр 7 CV (1909) |
Двигатель: |
рядный двухцилиндровый с боковыми клапанами |
Диаметр цилиндра и ход поршня: |
75 х 110 мм |
Рабочий объем: |
270 см3 |
Мощность: |
около 7 л.с. |
Коробка передач: |
механическая 3-ступенчатая |
Рама: |
лонжеронная |
Подвеска: |
на полуэллиптических рессорах |
Тормоза: |
барабанные на задних колесах |
Кузов: |
открытый 2-местный |
Максимальная скорость: |
50 км/ч |