(STOEWER)
Штеттин, Германия, 1897-1944
Братья Рмиль Рё Бернхард Штёвер начали СЃРІРѕСЋ деятельность РІ 1897 РіРѕРґСѓ СЃ создания мотоциклов, оборудованных двигателями "Кюделль" (Cudell) Рё "Де Дион" (De Dion). Некоторое время спустя РѕРЅРё приступили Рє изготовлению 3- Рё 4-колесных автомобилей. Р—Р° первой моделью СЃ 2-цилиндровым мотором РІ 1901 РіРѕРґСѓ появилась машина СЃ 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3052 СЃРј3. РџСЂРё ее разработке братья ориентировались РЅР° французские "панары" (Panhard). Рамы автомобилей были РёР· дерева, Р° РєСѓР·РѕРІР° напоминали устаревшие кареты. РџСЂРё разработке следующей модели уже ориентировались РЅР° "Мерседес" (Mercedes). Рамы новых машин сделали стальными, РїСЂРёРІРѕРґ задних колес остался цепным. Р’ 1906 РіРѕРґСѓ "Штёвер" выпустила автомобиль "Р -6" собственной разработки.
Он имел 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 8829 см3, считавшийся весьма современным, и выпускался до 1910 года. Некоторое время спустя братья представили легкий автомобиль с 4-цилиндровым 1,5-литровым мотором, а затем более солидную машину с 2,5-литровым агрегатом. В 1910 году они объявили о выпуске модели "В-6" с двигателем в 2025 см3, которая позднее строилась по лицензии фирмой "Матис" (Mathis). В 1911 году братья Штёвер начали производство авиационного 6-цилиндрового мотора объемом 11160 см3, спроектированного русским инженером Борисом Луцким. После войны склады "Штёвера" оказались заполненными неиспользованными узлами для этих авиамоторов, которые было запрещено использовать по прямому назначению. Луцкой предложил установить свой двигатель на автомобильном шасси. Так в 1921 году появился "Гроссе Штёвер" типа "D-7" (Grosse Stoewer) с мотором мощностью 120 л.с., позволявший развивать скорость до 180 км/ч.
В начале 20-х годов "Штёвер" выпускала многочисленные модели с 4- и 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом от 1593 до 4960 см3, снабжавшиеся достаточно совершенными аэродинамическими кузовами. Среди них был популярный автомобиль "D-5" с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3107 м3 с боковыми клапанами. Самой известной моделью "Штёвера" 20-х годов стала "D-10" с 50-сильным 2,6-литровым двигателем. В 1928 году конструктор Фриц Фидлер (Fritz Fiedler) создал серию "Супериор" (Superior), включавшую модели "S-8" и "S-10" с рядными 8-цилиндровыми двигателями рабочим объемом соответственно 1999 и 2464 см3, в которых обнаруживали большое техническое сходство с автомобилями американской фирмы "Гарднер" (Gardner) из Сент-Луиса.
Р’ 30-Рµ РіРѕРґС‹, СЃ трудом преодолев экономический РєСЂРёР·РёСЃ, "Штёвер" сосредоточилась РЅР° выпуске недорогих малолитражных автомобилей. Первой стала модель "V-5" СЃ двигателем V4 рабочим объемом 1188 СЃРј3 Рё РїСЂРёРІРѕРґРѕРј РЅР° передние колеса, оказавшаяся "гвоздем" Берлинского автосалона 1931 РіРѕРґР°. Р’ начале 1934 РіРѕРґР° Бернхард Штёвер представил новый переднеприводный автомобиль "Грайф" (Greif) СЃ двигателем V8 рабочим объемом 2489 СЃРј3 мощностью 55 Р».СЃ., механической 4-ступенчатой РєРѕСЂРѕР±РєРѕР№ передач Рё полностью независимой рессорно-пружинной подвеской всех колес. Хотя публика проявила большой интерес Рє "Грайфу", объем продаж оказался невысоким. Р’СЃРєРѕСЂРµ после начала его производства (конец 1934 РіРѕРґР°) Бернхард Штёвер вышел РёР· состава руководства фирмы, причем его брат Рмиль РїРѕРєРёРЅСѓР» фирму РґРІСѓРјСЏ годами ранее. РќРѕРІРѕРµ руководство вступило РІ переговоры Рѕ сотрудничестве СЃ немецким отделением "Форд", которые РЅРµ привели Рє положительному результату. Р’ 1936-1939 годах "Штёвер" РїРѕРґ маркой "Грайф Юниор" (Greif Junior) собирала РїРѕ лицензии чешские автомобили "Татра" (Tatra), оборудованные 4-цилиндровым оппозитным верхнеклапанным двигателем воздушного охлаждения РІ 1484 СЃРј3.
Р’ 1937 РіРѕРґСѓ "Штёвер" РІРЅРѕРІСЊ начала выпуск автомобилей собственной конструкции. Первая модель "Седина" (Sedina) оснащалась 4-цилиндровым верхнеклапанным двигателем РІ 2390 СЃРј3. "РђСЂРєРѕРЅР°" (Arkona) получила 6-цилиндровый мотор РІ 3585 СЃРј3. РЎ началом второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅРѕР№ "Штёвер" ( переключилась РЅР° производство армейских машин для вермахта. Р’ 1944 РіРѕРґСѓ ее завод был разрушен американской авиацией. Владельцы отказались РѕС‚ восстановления предприятия. Рто решение приняли потому, что РіРѕСЂРѕРґ Штеттин (Щецин), РіРґРµ располагался завод, оказался РЅР° территории народной Польши.
|
Штёвер Грайф V8
|
Штёвер Грайф V8 (1935) |
Двигатель: |
V8 верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: |
69,5 С… 82 РјРј |
Рабочий объем: |
2489 СЃРј3 |
Мощность: |
55 Р».СЃ. РїСЂРё 3800 РѕР±/РјРёРЅ |
Коробка передач: |
механическая 4-ступенчатая(привод на передние колеса) |
Рама: |
штампованная из коробчатых профилей |
Подвеска: |
независимая на поперечных рессорах и пружинах всех колес |
РўРѕСЂРјРѕР·Р°: |
барабанные всех колес |
РљСѓР·РѕРІ: |
седан, кабриолет |
Максимальная скорость: |
115 РєРј/С‡ |