(DE DION-BOUTON)
Пюто, Франция, 1883-1932
Эта фирма внесла заметный вклад в развитие автомобилестроения. В 1883 году ее основал граф Альбер де Дион (Albert de Dion) совместно с двумя механиками Жоржем Бутоном (Georges Bouton) и Трепарду (Trepardoux) специально для производства легковых паровых автомобилей. В те годы она называлась "Де Дион, Бутон и Трепарду".
С 1894 года де Дион начал опыты с моторами внутреннего сгорания. Трепарду, ярый приверженец паровых экипажей, ушел из фирмы и занялся изготовлением грузовиков и автобусов, а компания стала называться "Де Дион-Бутон". Работы де Диона и Бутона увенчались созданием в 1895 году легкого одноцилиндрового моторчика мощностью 0,5 л.с., который работал в режиме 1500-2000 об/мин. Сначала де Дион установил свой мотор на легкий трехколесный экипаж (трицикл), потом он превратился в не менее легкий квадрицикл, а от него в 1899 году родилось обширное семейство хорошо известных автомобилей "Де Дион". Они предлагались в многочисленных исполнениях с передним и задним расположением мотора, с разными кузовами на 2-4 места. На них впервые появились такие новинки, как компактная планетарная коробка передач, простое центробежное сцепление и оригинальная конструкция зависимой подвески ведущих колес, получившая название "Де Дион". Самой известной стала серия недорогих машин "Попюлер" (Populaire), выпускавшаяся с 1902 года с двигателями переднего расположения в 699-942 см3 мощностью 6-9 л.с. Все они снабжались радиаторами, установленными между мотором и салоном, что привело к появлению низкого и короткого округлого капота, послужившего образцом для большинства легких машин того времени. Самой популярной из них стала модель "К" с мотором в 942 см3 мощностью 8 л.с. В 1904 году выпустили первый "Де Дион-S" с двухцилиндровым мотором в 1727 см3 мощностью 12 л.с. В 1905-м родился первый автомобиль с 4-цилиндровым двигателем. С 1906 года "Де Дион" стала применять обычные коробки передач вместо планетарных.
Объемы выпуска машин на "Де Дион" были в те годы одними из самых больших. В 1904-1907 годах ее программа включала 11 моделей с моторами мощностью от 8 до 30 л.с., в 1909-1911 годах - 14 моделей с моторами рабочим объемом от 942 до 7122 см3 и мощностью от 8 до 35 л.с.
В 1910 году "Де Дион" первой в мире начала выпускать автомобиль с двигателем V8, но он не оправдал надежд. В 1912 году де Дион отказался от применения задней подвески собственного имени. Через год прекратилось производство одноцилиндровых моторов и в программе остались только двух-, четырех- и восьмицилиндровые агрегаты.
После войны фирма не смогла поддержать свой авторитет мирового лидера. В 1923 году она выпустила единственную новую модель "IM" ("12CV") с верхнеклапанным мотором с алюминиевыми поршнями и тормозами на всех колесах. Вскоре фирма временно прекратила производство, чтобы вновь заявить о себе в 1927 году новыми моделями "11CV" и "16CV" с рядными 4- и 8-цилиндровыми моторами в 2,0 и 2,5 л. В результате объемы продаж возросли, особенно недорогих моделей "16CV". "Де Дион" пыталась освоить производство нового 3-литрового мотора, но было уже поздно - разразился экономический кризис. Последний легковой автомобиль "11CV" вышел из ворот завода в Пюто в 1932 год. В течение последующих 6 лет фирма "Де Дион" выпускала грузовики.
|
Де Дион-Бутон 8CV
|
Де Дион-Бутон-AV 8CV (1906) |
Двигатель: |
рядный 2-цилиндровый водяного охлаждения |
Диаметр цилиндра и ход поршня: |
80 х 120 мм |
Рабочий объем: |
1206 см3 |
Мощность: |
12 л.с. |
Коробка передач: |
механическая 3-ступенчатая |
Рама: |
лонжеронная |
Подвеска: |
на полуэллиптических рессорах |
Тормоза: |
барабанные на задних колесах и трансмиссии |
Кузов: |
открытый или закрытый 2-местный |
Максимальная скорость: |
45 км/ч |