организатор:

т. 251-40-47


1 2 3

(FSO) Варшава, Польша, 1951-

Вскоре после войны в Польше решили возродить национальную автомобильную промышленность, подписав новое соглашение с итальянским концерном ФИАТ (FIAT), кооперация с которым была начата еще в 1932 году. В варшавском пригороде Жерань началось возведение крупного предприятия, получившего название "Фабрика легковых автомобилей" (Fabryka Samochodow Osobowych), или сокращенно FSO. Вместо реализации соглашения с итальянцами в 1950 году подписали договор о помощи и сотрудничестве с СССР. В результате в ноябре 1951 года первым автомобилем, сошедшим с конвейера завода ФСО стала копия советской "Победы", названная "Варшава".

Первые образцы не отличались от взятого экземпляра, но потом машины получили измененную переднюю облицовку, мощность двигателя увеличили с 50 до 57 л.с., а сами моторы стали собирать целиком в Польше. Затем на автомобиль установили новый удлиненный трехобъемный кузов с обычным задним багажником, а на базе советского 4-цилиндрового нижнеклапанного мотора объемом 2120 см3 построили новый верхнеклапанный, развивавший большую мощность (на 20 л.с.), коробка передач стала 4-ступенчатой. Этот образец появился в 1964 году под маркой "Варшава-203". Через несколько лет его заменила модернизированная "Варшава-223", выпускавшаяся в многочисленных вариантах до 1973 года. Одновременно на ФСО разработали собственный очень простой переднеприводный автомобиль "Сирена", оснащенный 3-цилиндровым двухтактным мотором объемом 700-850 см3. Он выпускался в 4 вариантах с 1953 по 1975 год.

Избавиться от этих устаревших конструкций позволил новый договор, подписанный с ФИАТом в феврале 1966 года. По этому соглашению была построена вторая очередь ФСО, где в ноябре 1967 года началось серийное производство легкового автомобиля "Польски-ФИАТ-125Р" (Polski-FIAT) - аналога итальянского 4-дверного седана ФИАТ-125. Сначала он предлагался с 4-цилиндровым мотором объемом 1295 см3 мощностью 60 л.с. и 4-ступенчатой коробкой. С 1971 года на нем начали устанавливать 70-сильный двигатель объемом 1481 см3, разгонявший машину до скорости 155 км/ч. В 1975 году мощность обоих моторов увеличили соответственно до 65 и 75 л.с. Эти автомобили известны также под обозначениями "Польски-ФИАТ-1300" и "1500", а после окончания польско-итальянского соглашения они получили индексы ФСО-1300 и ФСО-1500.

На их базе создано несколько вариантов: 5-дверный грузопассажирский, такси, кабриолет, санитарный, фургон и пикап с полезной нагрузкой 400 кг. Для спортивных соревнований строились варианты с объемом мотора 1595 и 1756 см3 мощностью 98-108 л.с., удачно участвовавшие в международных ралли. На одном из них в 1973 году польские автогонщики установили несколько мировых рекордов на сверхдальние дистанции в 25000 и 50000 км, пройдя их со средней скоростью 138 км/ч. Ежегодное производство автомобилей серии "Польски-ФИАТ-125Р" достигало 100 тысяч штук. Их сборка осуществлялась также в Египте, а часть комплектующих поступала на ВАЗ. В это же время на ФСО из импортных узлов собирали другие автомобили ФИАТа серий "127", "128", "131", "132", "PHTMo"(Ritmo),a также югославские "Застава-1100" (Zastava). В 1973 году на юге Польши вступил в строй новый наиболее совершенный для своего времени автозавод ФСМ (FSM), где началась сборка итальянского микролитражного автомобиля ФИАТ-126, получившего обозначение "Польски-ФИАТ-126Р", но более известого как "Малюх" ("Малыш").

В 1978 году на ФСО началось производство нового легкового 5-дверного автомобиля "Полонез" (Polonez), базировавшегося на агрегатах серии "Польски-ФИАТ-125Р". Со временем он стал предлагаться в различных исполнениях с бензиновыми двигателями увеличенного объема и мощности, с дизелями французского или японского производства, с 3-дверным кузовом. В 1989-1991 годах произошло постепенное изменение внешности "Полонеза" в соответствии с современными требованиями эстетики, комфорта и безопасности. В программу были введены варианты с грузопассажирскими кузовами, вместительные фургоны, пикапы и санитарные машины. В настоящее время автомобиль выпускается в исполнениях "Каро" (Саго) и "Ату" (Atu) в 4 вариантах с двигателями 1,4-1,9 л мощностью 69-103 л. с. Несмотря на все улучшения, "Полонез" давно устарел и должен быть вскоре снят с производства. Наибольшим спросом из этой серии в Польше пользуются его грузовые исполнения.

С начала 90-х годов завод ФСО находился в критическом положении, не способный разработать самостоятельно новый конкурентоспособный автомобиль. Планомерные поиски выгодного сотрудничества привели его к подписанию в августе 1995 года соглашения с южнокорейской фирмой "Дэу" (Daewoo). Co вступлением договора в силу в марте 1996 года завод ФСО стал называться "Дэу-ФСО" и приступил к сборке машин этой компании, которые со временем вытеснят всю продукцию польской марки.

1 2 3


«Retro-Style» news Новости «Ретро стиля»

  • IV Фестиваль "Ретро-Стиль 2005" прошел 4 сентября в Московском городском гольф клубе.
  • Пошив одежды в стиле ретро для участия в Фестивале.
  • © 2002-2005 РОО «Московский спортивный клуб»
    Тел. (095) 251-40-47, 251-44-56 E-mail:info@mossportclub.com