1 2 3 4
(FRAZER-NASH)
Кингстон/Айзлуорт, Великобритания, 1924-1960
|
Рождение фирмы "Фрезер-РќСЌС€" состоялось через РіРѕРґ после закрытия небольшой компании "Джи-РРЅ" (GN). Ее главный инженер Арчи Фрезер-РќСЌС€ (Archie Frazer-Nash) объединился СЃ Р¤. Пикетом (F. Picket), разбогатевшим РЅР° переработке неразорвавшихся снарядов, которые хранились РЅР° оружейных складах РІ окрестностях Булони. Некоторое время новая фирма выпускала легкие автомобили упрощенного типа РёР· узлов, оставшихся РѕС‚ "Джи-РРЅ". Потом программу пополнили такими же простыми машинами СЃ 4-цилиндровыми моторами "Димстер" (Deemster) РІРѕРґСЏРЅРѕРіРѕ охлаждения. РћР±Рµ модели продавались РїРѕРґ маркой "Фрезер-РќСЌС€".
Спустя какое-то время Фрезер и Пикет решили переключиться на более престижные и мощные автомобили. Так появился первый спортивный "Фрезер-Нэш" с 1,5-литровым двигателем фирмы "Пауэр Плюс" (Power Plus) и цепной передачей на задние колеса. Хотя эта модель имела вполне сопоставимую с другими спортивными автомобилями мощность, она продавалась по цене примерно на 60% ниже, что сразу привлекло к ней внимание покупателей.
После того, как "Пауэр Плюс" прекратила производство моторов, стали использовать двигатели "Бритиш Анцани" (British Anzani). Когда в 1928 году руководство фирмой перешло от Фрезера-Нэша к Ричарду Планкетт-Грину (Richard Plunkett-Greene), a потом к Г. Дж. Алдингтону (Н. J. Aldington), было решено заменить моторы "Анцани" с боковыми клапанами на более совершенные верхнеклапанные "Мидоус" (Meadows). После этого автомобили "Фрезер-Нэш" строились только по предварительному заказу и постепенно входили в категорию элитарных спортивных машин. В 30-е годы наибольшую часть производства составляла спортивная модель "ТТ Реплика" (Replica) с 1,5-литровым двигателем "Мидоус". Ее внешними отличительными особенностями являлись защитная решетка перед радиатором и двойные прорези воздухозаборников на капоте. Форма задней части была похожа на ванну, под которой крепился топливный бак, а со стороны водителя дверь не предусматривалась.
В 1933 году на рынке появился автомобиль "Блэкберн" (Blackburne) с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1667 см3 с двумя верхними распределительными валами. Затем стали применять собственный 4-цилин-дровый 1,5-литровый мотор с одним верхним распределительным валом, разработанный Альбертом Гау (Albert Gough) специально для моделей "Шелсли" (Schelsley) и "ТТ Реплика". В 1934-м глава фирмы Алдингтон стал продавать в Великобритании немецкие машины БМВ (BMW). На их фоне "Фрезер-Нэш" с цепной передачей в трансмиссии выглядел весьма устаревшим, но его производство небольшими партиями продолжалось до 1938 года.
После второй мировой войны автомобили "Фрезер-Нэш" получили 6-цилиндровый 2-литровый двигатель от БМВ-328, доработанный братьями Алдингтон совместно с компанией "Бристол" (Bristol). Внешне послевоенные модели тоже стали удивительно похожи на БМВ. Спортивно-гоночный "Ле Ман Реплика" (Le Mans Replica), названный в честь успеха автомобиля "Фрезер-Нэш" на трассе в Ле Мане (третье место в 1949 году), представлял собой дальнейшее развитие модели "Хай Спид" (High Speed) 1948 года, изготовленной на агрегатах БМВ. В середине 1954-го дебютировал спортивный "Себринг" (Sebring), созданный на шасси гоночного "Себринга Мк-�", отличавшийся смещенным назад мотором. Его скорость достигала 225 км/ч.
С 1956 года в продажу поступили автомобили "Фрезер-Нэш" с 8-цилиндровым двигателем БМВ рабочим объемом 2,6 и 3,2 л. Последний публичный показ продукции "Фрезер-Нэш" состоялся в 1959 году на автосалоне в Лондоне. Через год фирма прекратила производство и стала представлять интересы фирмы "Порше" (Porsche) в Великобритании.