Все машины стареют, но не все становятся "ретро" Ветреным и пасмурным воскресным днем на Престижной аллее стадиона "Лужники" прошел второй московский фестиваль "Ретро-стиль". Более 40 автомобилей всех времен и народов — кто своим ходом, а кто и на трейлерах — было выставлено на суд общественности. Вымытые и отполированные, блестящие хромом и скрипящие кожей сидений, глухо рычащие и безмолвные машины подверглись тщательному осмотру и фотографированию. Несмотря на непогоду, посмотреть на настоящую красоту народу собралось немало. В огромном и многообразном автомобильном мире увлечение ретро-стилем отмечено в трех случаях. Для развитых стран ретро-автомобили — часть очень дорогого и престижного антикварного бизнеса. Старинные машины продают в Нью-Йорке и Лондоне, Токио и Париже. "Кристис", "Сотбис" — названия известные широкой публике, как аукционы, торгующие произведениями искусства. Так вот, время от времени они превращаются в самые настоящие автосалоны. Миллионных автолотов пока еще не наблюдалось, но суммы от 100 до 600 тыс. долларов за автомобиль — дело для подобных мест совершенно обычное. Кроме того, существует множество автомузеев, проводятся автофестивали, автопробеги и различные слеты. Ретро-мода, ретро-шик, ретро-стиль. Подход второй, сугубо утилитарный, характерен для стран Ближнего Востока и Средней Азии. Здесь ретро — активный участник общего дорожного движения. Автомобили бородатых годов перевозят зелень, овец, пассажиров и наравне со всеми остальными дымящими собратьями участвуют в дорожно-транспортных происшествиях. Этот дорожный антиквариат таковым на самом деле никем из местных не признается. Машина на ходу, существует развитая сеть умельцев, способных изготовить любую запчасть. А потому это просто машина, содержание которой обходится владельцу значительно дешевле, чем покупка новой. Третий случай — Россия. И, как всегда, случай особый. В прежние годы восстановление раритетных авто в нашей стране вообще смело можно было бы назвать извращением. Этакое садо-мазо автомобильного сообщества. А как назвать иначе? Обычные наши сограждане, по иронии судьбы обнаружившие на соседней с микрорайоном свалке ржавый остов какого-нибудь "Форда-V8" 1938 года выпуска, начинали кардинальный передел жизни. Своей, а также родных и близких. Бросали университетские кафедры и строительные площадки, снимали со сберкнижки и непонятно куда тратили все семейные деньги, неделями поодали в технических бибные забывали дату рождения дочери, имя жены, обрастали бородами и теряли две трети словарного запаса. Итог всех мучений — стоящий во дворе, вкусно пахнущий бензином, очень красивый, но при этом не регистрируемый ни одним МРЭО ГАИ, а потому абсолютно невыездной автомобиль, себестоимость которого к моменту завершения работ зашкаливала за стоимость двух новеньких "Волг". Смысл? Смысл в осуществлении мечты. Иметь уникальную вещь. Пусть даже ценой достатка. С сомнительной перспективой участия в съемках какого-нибудь исторического фильма. Теперь на ретро-автомобилях разъезжают мэры, во время городских праздников и звезды эстрады, желающие выделиться из ряда похожих коллег, старинные автомобили становятся элементом дизайна престижных офисов и предметом особой гордости богатых людей. Конечно, от прежних времен остались еще мамонты типа Е.Б. Потокина, владельца замечательного "Мерседеса М-230 пульман-лимузин" 1938 года выпуска. Свой автомобиль, кстати, очень показательно — единственный в семье, Евгений Борисович — бывший кузовной конструктор ЗИЛа, а теперь художник, начал восстанавливать еще в 1982 году. Работал восемь лет. Подвеска, кузов, салон, уникальная операция по заварке размороженного чугунного блока — все сам, все, что называется, на коленке. В 1990 году Потокина пригласили принять участие в автопробеге Москва—Барселона. Туда и обратно "М-230" добрался своим ходом. Без единой поломки. Из 14 участников автопробега домой вернулось только восемь машин. Остальные были весьма выгодно проданы и обогатили своих владельцев. Евгений Борисович остался со своим авто и до сих пор ходит в костюме образца 80-х. Но подобное уже редкость. На авансцену вышли разнообразные автомобильные клубы. Не те, старые, по интересам, субсидируемые райкомом партии и объединявшие пенсионеров, волею судеб ставших владельцами старых авто и кучкующихся в поисках дефицитных деталей. Клубы новой формации. Участвующие в международных аукционах, имеющие возможность не только продавать, но и покупать весьма интересные экземпляры. Так, на фестивале "Ретро-стиль" посетители смогли увидеть "Дикси 3/15" 1929 года выпуска, маленький синий автомобильчик, интересный тем, что со второй половины 1929 года он поменял название и превратился в "БМВ-3/15", став таким образом родоначальником всех нынешних, таких модных и популярных в широких слоях международной общественности "бимеров", "буме родстер" с алюминиевым кузовом, способный в свои-то годы разогнаться до скорости 203 км/ч. Куплен на аукционе в Париже. А теперь он в Красногорске, в клубе родстеров и кабриолетов. Красивые машины. Красивые истории. "Делае-су-перспорт" 1935 года выпуска — настоящий спортивный автомобиль, участник Гран-при Rally Alpin, принадлежал когда-то знаменитому французскому гонщику Рене Дрейфусу. Разгон с места до 100 км/ч за 9,9 сек. впечатляет любителей горячих авто и сейчас. Да. Теперь автораритеты, попадающие на выставки (а их в год по стране случается более сотни), — это все чаще не злой волей фашистских оккупантов или росчерком пера наркомов попавшие на нашу почву заморские механизмы, а высококачественные антикварные товары, с правильными сертификатами и лицензиями. Потому что есть покупатель, и это, между прочим, еще раз свидетельствует о неуклонном росте благосостояния россиян. Но что мы все про деньги? Такая выставка, кроме всего прочего, это же еще и история. В чистом виде. "Газ-А" — первый советский легковой автомобиль. Собирался по лицензии фирмы "Форд". "ГАЗ-А" — не каждый и представит, что это такое, а сказать, что это тот самый "Форд-Т" — сразу встает перед глазами картинка из гангстерского фильма. Аль Капоне, Бонн и Клайд, грабежи, перестрелки. Чужая, а от того вдвойне увлекательная история. "ЗИС-101" — снова первый, на этот раз первый советский автомобиль представительского класса. Огромный, черный. Возил больших начальников, а в качестве такси обслуживал маршрут Москва—Симферополь. А еще на фестиваль приехали автобусы, какие колесили по стране в 40-х и 50-х. Большинство из нас видело их только в старых фильмах. А здесь в него можно забраться, посидеть на жестких сидениях, повертеть руль и нажать на клаксон. "Уралзис", "ЗИЛ-158" и "ЗИС-154" на 36 посадочных мест с обозначенным маршрутом под стеклом "М. "Сокол" — Красногорск". Трогательно. Фестиваль удался. Довольны зрители. Довольны участники. Кто-то заключил договор с рекламной фирмой, кто-то нашел покупателя на "Опель-адмирал" 1938 года, а кто-то подрядился в течение шести месяцев возить свадьбы за 70 долларов в час. Жизнь продолжается!1 И есть, наверное, смысл повнимательнее приглядеться к своей "шестерке". Перестать клясть ее и подумать о том, что через 50 лет она тоже станет "ретро"... |