Машины во многом похожи на людей. К старости они изрядно побиты жизнью, их моторы клокочут и брюзжат, а истории, которые они могли бы поведать нам, отнюдь не менее трагичны и захватывающи, чем многие биографии. Но, в отличие от людей, автомобилям дарована вторая жизнь. Не всем — только выдающимся. Автомобили с завидной родословной собрались 29 июня в Лужниках на фестивале "Ретро-стиль". Среди 40 машин оказалось немало свидетелей значимых событий прошлого века. Например, Opel (Adam) R4 (1934) некогда принадлежал писателю Михаилу Пришвину и много лет назад был куплен нынешним владельцем за 500 рублей (сегодня цена подобного экземпляра достигает $3000). Пожарная машина ПМГ-1 (1932) выехала на свой последний пожар в 1974 году. На сером кабриолете ЗИС-110 (1950) ездил Никита Хрущев, а на "бьюике" (1938) въезжал 9 мая 1945 года в освобожденную Прагу маршал Рыбалко. Многие "пенсионеры" блестят лаком, строго подмигивают прозрачными, как хрусталь, фарами и могут похвастаться новой резиной. Неужели они, сойдя с конвейера, хранились под стеклянным колпаком? Нет, в этом заслуга их заботливых хозяев, которые тратят многие годы на то, чтобы собрать недостающие или пришедшие в негодность детали, починить поломки и в буквальном смысле поставить машину "на колеса". Например, лимузин Mercedes Benz — 230 (1938) достался Евгению Потокину 20 лет назад в ужасном состоянии: мотор был разморожен, кузов и ходовая часть требовали ремонта. На восстановление ушло 10 лет. Мотор заново сваривали за границей, поскольку советские технологии не позволяли сделать это. По крупицам на блошиных рынках в Чехословакии Евгений собирал запчасти от машин этой модели. "Он искал детали 1938 года выпуска. Здесь стоит все родное, вплоть до последней резиночки, как будто машина с завода такой вышла. Послушайте, как мотор звучит!" — заводит автомобиль Антон, племянник Евгения Потокина. В тональности моторов я, по правде, разбираюсь не очень, но звучал он гораздо ровнее и приятнее, чем мой холодильник. В России хранятся и уникальные экземпляры автомобилей — например, Делае 135 М Супер Спорт (1935), который принадлежал французскому гонщику Рене Дрейфусу и в 1939 году участвовал в гонках Rally Alpin. Единственная сохранившаяся из 4 машин этой модели была приобретена в 2000 году членом Автомобильного клуба кабриолетов и родстеров. В России хранится еще достаточно музейных экспонатов, необходимы лишь время, терпение и немалые деньги, чтобы их разыскать и привести в порядок. По словам члена клуба Александра Конопли, сейчас восстанавливается бронированный кабриолет Mercedes-770. В гитлеровской Германии было выпущено 88 машин этой модели. Гитлер дарил их своим союзникам. Экземпляр, который теперь находится в клубе, был преподнесен хорватскому лидеру. После войны он перешел к Ио сифу Тито, который подарил его Сталину. Но поскольку тот не любил "мерседесов", в свою очередь, он пожаловал его главе компартии Узбекистана. Нашли эту машину на бахче у одного узбека, который перевозил на ней дыни. Автомобиль выкупили, доставили в Москву и теперь приводят в порядок. И подобная история есть почти у каждого из этих почтенных свидетелей ушедшего века. Нужно просто уметь слушать, в том числе и песню мотора. |